Этот дневник мне передала Рая Ахрамеева.

Чужой дневник, не знакомые туристы. Записки каслинских туристов образца 1967 года о походе по Южному Уралу. Интересно было почитать, узнать как у них проходят походы. Оказывается, почти все так же, как и у нас. А самое главное, что меня заинтересовало в этом дневнике, так это две фамилии - Пашков и Максимов. Очень интересная характеристика на Лешу Пашкова. Леша всегда оставался таким! Печатаю с сокращениями.

4 ноября

Ура! Всех освободили! Сегодня последний день. И всё, а там " поезд длинный смешной чудак ... , рассве-
ты, закаты". Свой поход мы решили посвятить 50-летию Советской власти. Он рассчитан на 8 дней. 3а это время мы должны пройти около 2ОО километров. Наш маршрут проходит через самую высокую вершину Южного Урала: Яман -Тау и через вторую по высоте гору ИРЕМЕЛЬ. Наша группа состоит из 11 человек. Двенадцатого, Лёшу Пашкова, друга Васи Максимого, мы встретим в Двойнишаx. Если он опоздает, то ему придётся догонять нас. Все сборы позади, сегодня мы уезжаем из Каслей, перед отъездом сидим в 6-й комнате общежития, в последний раз всё проверяем, укладываем. И, конечно, поём песни. 3астряли на станции Маук. Автобус пришёл с опозданием и мы не успели на поезд. Теперь будем сидеть до 4-х часов утра. Ничего, можно ещё и вздремнуть, что мы и делаем.

5 ноября.

Челябинский вокзал. Сидим голодные, неумытые. Ждем, когда наш Вася купит билеты , а очередь длинная- длинная. К нам заглянул какой-то парень с гитарой. Мы его, конечно, пригласили. "Петр Васильевич"- представился он нам. Просим, чтобы он поиграл. Играет он хорошо, даже здорово, хотьи говорит, что только учится. Играет он и классические произведения, и русские народные песни. Сидим, слушаем,
затаив дыхание. Почему из наших никто так не играет? Да ничего, мы и под Васин аккомпанемент поём. Вот он уже взял гитару, и мы горланим свои песни. С Вязовой едем в Запрудовку. Отсюда добраться до Двойнишей можно по узкоколейке. В Запрудовке встречаем группу туристов из Куйбышева. Их 11 человек. Идут тоже на Яман-Тау. В Двойниши едем вместе с ними в одном вагоне, а вернее в вагончике. Паровозик явно не сможет нас утянуть. Сидим и не шевелимся, вдруг вагон перевернётся. Начали петь песни, но усталость взяла своё, все уснули.

6 ноября.

Утро превосходное! Находимся среди гор. Вот показалось солнце. Ночевали мы в комнатушке на станции. Улеглись вповалку. Утром едва разобрались, где чьи ноги. Хотели отправить телеграмму в М.К.К. о том, что вышли на маршрут. Но в посёлке не оказалось телеграфа. Лешку мы так и не встретили. Что ж, придётся ему нас догонять. Оставили ему записку. Прощаемся с куйбышевцами. В 10ч. 30мин. выходим из Двойнишей. Скоро всем стало жарко. На каждом привале снимаем с себя что-нибудь из одежды. Вот на нашем пути речка. Решили остановиться на обед. После обеда идем по азимуту, напрямую. Почему-то болота стали встречаться чаще, а тут ещё в бурелом залезли. Деревья выворочены вместе с корнями, как будто здесь косолапый пробежал. Так и кажется, что он сейчас вылезет откуда-нибудь. Но вместо медведя мы встречаем самого обычного заиньку. Он такой беленький, с серыми ушами. Сидит под деревом, смотрит на нас и не убегает, хотя вся наша группа выстроилась в шагах в 10-15 от него. Серёжа хотел уже в него стрелять, но девчонки закричали так, что заяц убежал. Мы успели его только сфотографировать. Наконец, выбрались из леса. Перед нами величественная картина - сплошное кольцо гор. Их контуры очень красиво вырисовываются на фоне yжe начинающего краснеть неба. Теперь наша главная задача - правильно определить какая из гор Яман-Тау. Решили остановиться на ночлег. Выбрали поровнее место, поставили палатки. Все-таки не выполнили план, 6-го не подошли к Яман-Тау.

7 ноября

Утро. Подъём, и сразу начали с шуток. Палатка у нас упала. «Медведь был в гостях»- говорят одни. «Нет рысь»,- говорят другие. Умываться? А чем? Снегом! Вася Максимов показал, как это делается. Мы последовали его npимеру, топили в ладошках снег и мыли "хилые" носы. Сегодня праздник, а до Яман-Тау еще 10 км. Максимов с Haзapoвым сходили наверх на разведку, определили направление дальнейшего движения. Яман-Тау оказалась левей от нас. Не теряя время, пошли к виднеющейся в дымке вершине
Яман-Тау. Всё ближе и ближе к нам вершина. Солнце греет нас своими лучами. Погода пока нам благо приятствует, но лучше об этом не говорить, а то ещё испортится. Вот, наконец, и подошли к речке Юлге. Довольно быстро переправились через неё и оказались почти у подножия Яман-Тау. Перекусили, оставили рюкзаки и начали восхождение. Сначала мы идем к каменному подножью горы, подъём почти не ощущается. Наконец добрались и до камней, по этому каменному нагромождению придется добираться до вершины. А вершин две – большая и маленькая. Мы поднимаемся на ту, которая ближе. Идти по камням не очень трудно, но у нас почти все девчонки в лыжных ботинках, а они скользят. Часто останавливаемся, отдыхаем. Съев по шоколадке, восстановили силы. Да, чувствуется, что это вершина I638м.! Наконец, мы осиливаем подъем и вот теперь-то уж мы на большой вершине Яман-Тау. А вот и красный флаг. С криками «Ура!» со всех ног бросаемся туда. Откуда только силы взялись? Но это еще не тур, он чуть подальше, а этот обелиск поставили здесь сегодня челябинцы в честь 50-ия Октября. Бежим к туру. Там магнитогорцы установили барельеф Ленина. Развивается здесь и флаг челябинских альпинистов. Все они побывали на вершине в первой половине дня. Жаль, что ни с кем не встретились. Мы тоже водружаем флаг нашего клуба. Оставляем памятную записку, делаем салют из ружей, без конца кричим: «Ура!». Снова едим шоколад Васи Коренькова - покорителям Яман-Тау. Спускаться еще труднее, чем подниматься. Внизу заметили костер, думаем: «Вдруг Лешка?». Подходим и видим четырех туристов из Свердловска. Погрелись, угостились кофе, пригласили их в гости и пошли к рюкзакам. Идем в темноте, запинаемся. Наконец услышали шум реки, вышли к ней почти там, где оставили рюкзаки. А вечером был праздничный ужин. Поздравили друг друга с праздником и с восхождением на Яман-Тау, потом пели. Долго не сидели, надо выспаться, завтра предстоит большой переход.

8 ноября.

Сегодня мы скажем Яман-Тау: «Прощай!». И уйдем отсюда, может навсегда. Правда договорились встре-
титься здесь в 100-летний юбилей страны. Это, конечно, шутка, но хочется верить в нее. А сейчас идем
к перевалу. Нам надо через перевал добраться до реки Юрюзань. Отыскать тропу и по ней пройти как мо-жно дальше. Днем тепло, ночью холодно, но мы не замерзаем. В одной палатке спим пять человек, в другой
шесть. Тесно, с трудом переворачиваемся, зато жарко. Так надышали, что утром палатка не зеленая, а седая от инея. У нас в группе появился еще один «фраерок». Это парни решили Любу Юрко перевоспитать. И зовем мы ее теперь Юрием Михайловичем или просто Юркой. «Мальчишка, жизни не видал»- говорит Назаров, когда она поступает не так, как они учат. Подошли, наконец, к перевалу, как раз на то место, которое выбрали, когда были на Яман-Тау. Короткий привал и снова начинаем подниматься. Снова эти камни. Без конца оборачиваемся назад. Вид отсюда превосходный, а Яман-Тау от нас всё дальше. Вот мы уже на перевале, последний прощальный взгляд на покоренную нами вершину. Мы даже рукой помахали и вот мы уже на другой стороне перевала. Снегу здесь больше. Идем все по камням, даже глаза закроешь и то в них одни камни стоят. Обедаем тоже среди этих серо-зеленых камней. Наконец мы вышли к Юрюзани. Какая славная nepenpaвa, толстенное бревно с одного берега на другой. Переправились, тропинка вьётся по самому берегу. Идём быстро. Но что это? Потеряли тропу и реки не слышно. Снова без дороги ищем реку. Удивляемся, как это мы смогли потерять тропу, но вщё больше удивились, когда увидели, что мы снова на той стороне реки. Опять мы на тропе. Прошли немного и встретили избушку “Отель Юрюзань”. Избушка новая, хорошая, правда, маленькая. Идём дальше. Смотрим, какие-то развалины. Здесь тоже была избушка "Отель Мишка". Кто же это её сжег? Явно же не туристы, они-то знают, как хорошо зимой ночевать в такой избушке. Посидели на развалинах, повозмущались и дальше пошли.
Скоро уже будет совсем темно, поэтому идём быстро. Чем больше пройдем, тем лучше. Вот сделали при-вал, думаем остановиться или дальше пойти. Решили остановиться. Спустились к воде, а здесь место-то, какое хорошее. Кто-то ночевал, даже есть лапник под палатку. Быстро приготовили ужин, сегодня можно и попеть. Сидим у костра в окружении темноты, где-то с боку плещется вода. Небо всё усыпано звёздами и месяц, словно подвешенный над вершиной горы.

9 ноября

Снова мотаем километры. Почти бежим, тропинка утоптанная. Вот слева опять избушка теплая, славная. Только крыша какая-то хилая. Короткий привал и опять быстрым темпом по тропе. Опять подошли к очередной избушке. В ней еще тепло. Наверное, только недавно кто-то ушёл отсюда. Есть здесь и соль, и какие-то рваные калоши, чайник стоит и такие хорошие нары. Чуточку отдохнули и снова в путь. Из леса вышли на чистое место, трава высокая. Огляделись, видим, какие-то пеньки. Да здесь, оказывается, было село Круглое. А пеньки - это не что иное, как остатки от домов. Идём по дороге, скоро и станция Юрюзань.
Вот уже показались ее домишки. Станция как станция, небольшая. Даже молоко здесь не могли купить, зато отправили телеграмму о том, что продолжаем свой мapшpут. На станции встретили туристов из Магнитогорска. Они ждут своих двух парней. От них случайно узнали, что сегодня в IО часов утра отсюда в Александровку, а потом в Тюлюк, ушёл парень, что он догоняет свою группу. Мы сразу поняли - это Леша. Вот так Лешка!! Уже нас обогнал, теперь нам придется его догонять. Без задержки из Александровки пошли в Тюлюк. В Тюлюк пришли уже затемно. Нашли контору, попросились туда переночевать. Hам отвели красный уголок. От бригадира узнали, что Леша ночует у какого-то деда. Этого деда Максимов знает. Скоро Вася привел Лёшу. Расспрашиваем его, оказывается, мы с ним разошлись на Яман-Тау. Он был там почти в то же время, что и мы, но поднимался с другого места. И как только он шёл один без еды, без палатки? Васька и Леша ушли чистить птичку, и болтают, болтают! Забыли, наверное, что мы их ждём, да их можно понять, ведь они друзья, столько не виделись и опять, возможно, долго не увидятся.

10 ноября

Сегодня не умывались и не ели ещё. Идем на Иремель. Зашли в школу, поставили в маршрутную книжку
печать. Вышли из Тюлюка, нашли какой-то ручеёк, и остановились. Поестъ-то всё-таки надо. Снова идём по дороге. А вот нашли тропинку, да так увлеклись ею, что ушли в сторону от Иремеля. Пришлось брать азимут и идти напрямик. Снега много, идти нелегко, да ещё в гору. Идём на перевал, кажется, до него не дойти. Посмотришь вперёд, вроде вот он перевал, рукой подать, а, сколько ни идёшь, он всё на одном месте, ни ближе, ни дальше. Но, наконец, вышли на перевал. Опять одни среди гop. Слева от нас Иремель. Он кажется немного ниже, чем Яман-Тау, хотя разница всего около 100м.
На перевале оставили рюкзаки и стали подниматься на вершину. Камни здесь не такие большие, как на
Яман-Тау, но всё время шевелятся. Мы уже на вершине, вот и тур. Вообще нам Иремель нравится больше, чем Яман-Тау. Более приветливо он нас встречает. Погода хорошая, даже нет ветра, небо синее -синее, видимость такая, что лучшей и желать не надо. Здорово нам с погодой везёт. Подходим к туру. Здесь, как и на Яман-Тау, бюст Ленина, даже два. Под фонарём находим записки. Вчера здесь уже побывали челябинцым, магнитогорцы и туристы из Казахстана, а сегодня здесь были челябинские альпинисты. Пишем записку, что была группа каслинцев и одна "казанская сирота” - Лёша Пашков. Спускаемся,
девчата снова скользят в ботинках, остановились на середине и кричат: «Максимов, не пойдём дальше,
останемся здесь!»
Но вот все благополучно спустились. Сидим, болтаем. Сегодня нам идти ещё к перевалу Кривой лог. Но
едва ли мы к нему подойдём. По этой стороне идти легче, снега нет совсем, но зато постоянно на нашем пути встречаются каменные россыпи. Уже темнеет. Встретить бы воду, тогда и остановиться можно. Сегодня у нашей Нины Банных день рождения. Она говорит, что впервые в жизни приходится отмечать его в пути, что очень счастлива. Все ей сказали, что весь год она не будет умываться, зато будет лазить по горам. Можно позавидовать, празднуем день рождения в середине пути. Поём, сегодня у всех хорошее настроение. Наш "адвокат", он же куплетист, веселил всех весь вечер. Опять тесно спать будет, все наетые. Да уж, поесть мы любим. Спать не хочется, ночь отличная и всё-таки нам везёт.

11 ноября.

Встали как никогда рано. Никому не дал поспать Лёшка. Позавтракали быстро. Сегодня мы должны, во что бы то ни стало попасть в Юрюзань и успеть к поезду, поэтому идём быстро. Двигаемся без всякой дороги, без тропинки. Поднимаемся на перевал. Потом на тропинку вышли. По ней бегом под гору. Тропинка вывела нас к реке, теперь надо переправляться. Переправляемся по льду. Ну, вот и Александровка, а времени ещё нет 11 часов. Поезд из lOрюзани идёт в 3-ем часу. Успеем, осталось пройти всего II-I2 км.
Не останавливаясь, проходим через Александровку и идём уже по дороге. Прошли километров 5, остано-
вились на обед. После обеда девчонки пошли впереди парней. Давно мы не уединялись, идем "сплетнича-
ем". Время идёт незаметно. Вот уже и IOрюзань. Остановились, ждём остальных. В IOрюзань входим все вместе. На станции столько много туристов. Вот и наши знакомые куйбышевцы. Сколько людей встречало этот праздник в лесу! Наконец подошёл паровоз. Рюкзаки пришлось сложить в почтовый вагон. В вагоне душно, жарко, а может, это только нам казалось. Вышли многие в тамбур, поём. Опять мы в 3апрудовке. Здесь встретили наших старых знакомых туристов из Челябинска, Женю с Люсей и их дочку. Они втроём ходили на гору Большой Шалом. Вообще здесь вся станции заполнена туристами. Наш Вася Максимов быстро находит друзей и знакомых даже здесь. Это для туриста просто здорово хорошо! В Вязовой устроили ужин. Сидим на рюкзаках и пьём чай. Страшно хочется спать.
Из Вязовой на Казань проводили Лешку. На прощанье он прочитал нам стихи. А друг у Васи отличный,
приглашаем его на наш вечер туристов. Побольше бы таких хороших парней!

на страницу Дневники

на страницу Спасибо Вам ...