Путешествие 1У категории сложности по Забайкалью. Походные записи июль-август 1977 года.

Эта записная книжечка c походными записями пролежала 35 лет в картонной коробке. Обнаружил случайно, когда готовил квартиру под ремонт. Прочитал, посмеялся от души, вспомнил поход от первых до последних дней.
Хочу поделиться своими записями. Участникам похода это будет интересно. К сожалению нет с нами Нины Лариной и Володи Морозова. Посвящаю эти записи Нине и Володе.

27.07
Начинаю свои путевые записи о пешем путешествии 1У к.сл. по Забайкалью.
Сделаю небольшое отступление (набрано на компьютере в сентябре – октябре 2012 года, на Камчатке).
В этом походе, можно сказать, я оказался случайно. В мае месяце 1977 года я уволился из КБМ. Решение об увольнении принял в течение рабочего дня. Как я к этому пришел, особая история.  За день до увольнения встретился с Кочетовым Львом Николаевичем, начальником группы отдела 227 Златоустовского машзавода. Отдел занимался гарантийным обслуживанием аппаратуры управления на подводных лодках. Договорился с ним, что меня примут на работу инженером-конструктором П-ой категории, но только в сентябре месяце, с окладом 170 руб. Это, кстати, было на 30 рублей больше, чем в КБМ. Но я уходил не ради денег. Впереди почти четыре месяца «свободы». Написал письма в  несколько областных и республиканских советов по туризму и экскурсиям с просьбой принять на работу на летний период в качестве инструктора. Подождал месяц, предложений нет. Хотя мне осенью, после того как я устроился на работу в отдел 227, Леша Пашков (мой сосед по комнате в общежитии) отдал мне приглашение из базы отдыха ПАРАТУНКА, что на Камчатке.  Я спросил Лешу, почему он не отдал это приглашение мне, когда оно пришло. Леша ответил, что если бы отдал это приглашение, то я бы в город Миасс не вернулся. «Тебя бы Камчатка заманила», - так он мне ответил. Чудак, Леша. Но на Лешу я не обиделся. А Камчатка меня, все же, заманила в свои объятия спустя три года на всю жизнь.
А пока я устроился на Ильменскую турбазу, там работал всесоюзный пеший туристский маршрут  П-ой категории сложности по Таганаю. «Проработал»  на этой турбазе всего два дня, посмотрел на пьянки инструкторов с сомнительными девицами и уволился. Приехал в город Сатка, здесь начала работать первый год турбаза СИНЕГОРЬЕ. Устроился инструктором, сводил две группы школьников (9 классы) по хребтам Сука, Москаль, Нургуш до озера Зюраткуль. Со школьниками мне было очень интересно в походе.
Не помню, как я узнал, что челябинские туристы идут в поход по Забайкалью. Там были знакомые ребята по прошлогоднему зимнему походу по плато Путорана.  В группе из  Миасса нас двое, я и Равкат Бадрутдинов. Кстати, этот поход, зачетный, по окончании областных семинарских занятий, по программе подготовки инструкторов пешего туризма.  Поэтому часть денежных расходов несет областной совет по туризму и экскурсиям. Приятно, черт возьми!
Вот так я и оказался в поселке Алла.

Из послания, провожающих нас в поход, домашних туристов.
Единственные и неповторимые! Снова Вы оторваны от дома, Снова между нами города, Взлетные огни аэродромов.... И пусть этот поход не первый у вас, а очередной в вашем жизненном списке - он должен быть открытием, запомниться надолго. В трудную минуту подставляйте друг другу плечо, протягивайте руку и не просто руку, а с кусочком сахара, и вообще не обижайте друг друга. Равкат присматривай за Рашитом (он должен бережно относиться к природе). Иногда вспоминайте нас, ну а мы .....

Нас 11 человек: Злобин Володя, Ракипов Раф, Кузнецов Володя, Кузнецова Галина, Ишкаев Рашит, Бадрутдинов Равкат, Ларина Нина, Морозов Володя, Татьяна, Борис, Шлей Володя.
Вылетели из Челябинска 23 августа. Как раз в тот день, когда у Славика с Татьяной была свадьба. А я пожертвовал свадьбой ради похода.
С пересадками в Иркутске, Улан-Уде  мы добрались до Курумкана. Сюда дважды в сутки прилетает самолет Ан-24. Просидели полдня на курорте Ключи. Здесь горячие источники, пахнет сероводородом. Температура воды в источнике около 36-38 градусов.
Внизу, рядом с источником, протекает река Алла. Вот по ней мы и продвигаемся вверх по течению. Впервые участвую в пешем путешествии и поэтому постоянно сравниваю лето и зиму. Прошли пока дневной переход и поэтому выводы делать еще рано. Небо заволокло тучами, накрапывает дождь. Идем в сапогах, я в болотных. Под ногами камни, а вокруг горы, горы!!! Красивые горы, такие горы вижу впервые. Со склонов гор стекают тоненькие ручьи, образуя водопадики, кажется,  будто капли воды повисли в воздухе. Рюкзаки по 39-40 кг. Идти очень тяжело. Очень часто останавливаемся. На ночлег буквально вписались в каменные площадки на берегу реки.  Река Алла шумит.

29.07
Идем третий день по реке Алла. С каждым часом поднимаемся все выше и выше по течению. До базового лагеря осталось пройти около 6-8 км. Это километры не те, что мы привыкли отмерять дома, идя на работу. Это километры пота, труда. Очень тяжелые рюкзаки. Река петляет на пути то и дело встречаются прижимы, то с правого берега, то с левого. До обеда прошли ручей Разбой. Очень много времени теряем на переход через реку, а сегодня мы ее пересекли уже раз десять. Поход у нас, я уже писал, зачетный, поэтому у нас каждый день новый руководитель. Сегодня группу веду я. Тропа едва просматривается, иногда приходится преодолевать  громадные буреломы. Зато пейзажи! Великолепные горы, остроконечные вершины отчетливо видны на фоне голубого неба. При солнечном освещении сверкают ледники, которые висят на некоторых склонах.
По ночам довольно холодновато, одеваю на себя весь гардероб, что я взял. Кусочка спальника мне сегодня в палатке не достается, поэтому укрываюсь штормовкой. Сегодня заболело ухо, не могу повернуть головой. По ночам вспоминаются горячие «Ключи». Кстати, эти места для бурят, видимо, священные. На деревьях висят множество кусочков материй, платочков, тряпочков с молитвами. Очень много валяется медных монет. Я тоже оставил несколько монет. Может когда-нибудь придется побывать здесь вновь со своими ребятами.
Володя Кузнецов ловит хариусов на мушку.  Мушка делается очень просто. Отрезается небольшой клочек волос, привязывается к крючку ниткой и мушка готова! Хариусы просто, как голодные, набрасываются на такую мушку и тут же оказываются на берегу, а уже через пару часов и в наших желудках. Сегодня до базового лагеря так и не дошли. Остановились около 7 часов вечера. Под конец своего «руководства» я завел группу на какую-то гору и тут же спустились. Толпа забалдела. Сказали, вполне серъезно: «Еще раз так заведешь, получишь по морде!»

30.07
Вчера вечером пошел дождь, который так и не перестает. Через пару переходов дошли до слияния правой Аллы с рекой Алла. Отсюда открывается вид на перевал, на который мы выйдем через день. Еще через переход мы остановились под перевалом. Здесь у нас будет базовый лагерь. Кругом туман, идет мелкий дождь. Рядом бушует Алла. Здесь она образует несколько небольших водопадов. Ставим палатки, накрываем тентом. Очень долго разводим костер, дрова очень сырые.
Решил сходить на одну из близлежащих вершин. Вернулся через 2,5 часа. Забрался на такую высоту, что думал и не доберусь до лагеря. Все, думаю, влетит от руководителя. Отделался легким испугом. Зато, какие виды наснимал на фотопленку. С высоты видно, как низкая облачность, подхваченная ветром, наползает на перевал и переваливает через нее, а соседние вершины сверкают на солнце.
Вечером накопали золотого корня, сделали отвар. Это такая гадость, оказывается. Засыпаем под шум  дождя. Под ногами, в палатке, горячий камень, раскаленный почти до красна. В палатке жарко, как в бане. Это идея Кузнецова.

31.07
По-прежнему идет дождь. Встали очень поздно. Двое ушли на разведку перевала на реку Шегнанда. Пришли в 15-00. А через полчаса втроем, я, Равкат и Раф ушли к истокам реки Алла, на разведку тропы. Идет постоянно мелкий дождь. Прошли около 2,5 часов вверх по Алле. Очень красиво. Облака, подхваченные ветром, несутся к перевалам и затягиваются, словно в бездонную бочку. Вернулись в 20-00. Сегодня у нас получилась не запланированная дневка. Вечером сделали схрон, прячем продукты, у нас будет радиальный выход на несколько дней.

1.08
По-прежнему идет дождь. Уходим на перевал к реке Согзенная. Через 40 минут забрались на перевал. Здесь есть тур, в банке нашли записку харьковчан. Вышли в долину реки Согзенная. Погода стала лучше. Стало временами появляться солнце, сразу все вокруг оживает, сверкает, блестит. Встретили группу из … 2-х человек! Из Вильнюса.
Сегодня мы пробежались очень хорошо, рюкзаки же наши полегчали!
Вечером с Равкатом попытались забраться на одну из вершин. Высота вершины около 2000 метров. Мы тоже уже набрали за эти дни приличную высоту. Вышли в 19 часов. Упирались два часа, гнались за солнцем. До вершины не дошли несколько десятков метров. Горы в закатных лучах солнца розовые с одной стороны, голубые с другой и красноватые тучи! Обалдеть! Стало темнеть. Спускались уже в темноте бегом. Пришли в лагерь около 23 часов. Нас наказали за это – дежурство на дневке! Это серьезное наказание! Здесь Равкат совершил страшную ошибку. Мы же, больше часа бежали к лагерю. Прибежали разгоряченные, а  он сходу залез купаться в холодный горный ручей! Я же сначала попил чай, покрутился возле палатки и только потом тоже решил окунуться в ручей. Не подумайте, что я такой умный. Это получилось случайно.  В итоге на следующий день Равкату скрутило спину. Это и явилось причиной преждевременного окончания похода для Равката, но об этом чуть позже…
Все чаще и чаще стали возникать разговоры о еде, о продуктах. Народ постепенно доходит до «кондиции». Володя Шлей постоянно  теряет ложки. Сегодня ему выдали последнюю запасную ложку. Чтобы ее приметить, он загнул ее пропеллером.

2.08
Наконец, наступил долгожданный солнечный день. Сегодня ночью немного подмерз, поэтому вылез из палатки в 6-00. Вышел к реке, здесь Володя Кузнецов видел вчера следы медведя.
Тропа вдоль Согзенной очень сложная. Часто пропадает, опять появляется неожиданно. На реке очень много прижимов, река бурная, глубокая. На прижимных участках ее не пройти вброд, поэтому мы поднимаемся по склону, то спускаемся вниз. Густой кедровый стланик мешает продвижению. Еще несколько дней такого продвижения и мы научимся лазать по деревьям, как обезьяны. До Реки Томпуда осталось около 19 км. В.Шлей предлагает сколотить "гробик" и сплавиться по реке до Томпуды.
Ну и денек сегодня! Кое-как дождался ночлега. Тропа выжала весь пот и забрала все силы. Нет никакого желания двигаться. Однако, как только увидел рыбины, что поймал Володя, сразу выскочил из палатки и побежал рыбачить. Хариусы о-о-чень большие, один к одному!
Видна долина реки Томпуда, завтра мы будем там.

3.08
Ночью опять идет дождь, пришлось встать и набросить полиэтиленовую пленку на палатку. Рыбалка утром, естественно, сорвалась. Сегодня командует группой В.Шлей! Идем за ним, ухохатываемся.
Начала попадаться голубика, черная смородина. Грибов мало. В устье река Согзенная разделяется на несколько рукавов и с шумом впадает в реку Томпуда. По склонам гор, как бараны, ползут белые облака, идет дождь. На берегу реки везде свежие следы медведей. Отчетливо на песке отпечатаны пять когтей. При попытке перейти реку Томпуда, я поскользнулся на бревне, упал в воду и очень сильно ушиб руку!
Сегодня, на привале, почему-то вспомнил Машгородок, и так захотелось хоть на несколько минут оказаться среди своих.
Не дошли до  ручья Захаревский около 4-5 км. Под вечер все очень сильно устали. Татьяна искупалась с головой вместе с рюкзаком в Томпуде. Вовремя успели ее вытащить. Завхоз сегодня выдал по 30-40 г спирта. Поэтому у костра просидели дольше обычного, правда гитара сегодня не звучала – Володя Шлей ее доконал окончательно.  Он ее, еще в первый день, сломал. Опять сварили уху из хариуса и еще из незнакомой рыбы. Кузнецов старается.

4.08
Утро как всегда пасмурное. Равкат ходит,  как 60-летний старик (ужас, что я такое тогда, всего 35 лет назад, написал! Я сейчас набираю всю эту писанину на компе, мне 62 года! Неужели я уже старик??!). Поскрипывает, охает, туго приходится бедняге. Все же купание в горном ручье не прошло безнаказанно! Сегодня командир – Татьяна. Поэтому мы не очень торопимся со сборами. В 12 часов подошли к ручью Захаревский. Остановились на полудневку на берегу р.Томпуда. Володя с Рафом пошли рыбачить, а мы все остались на кухне. Часа через два прибежал Володя, сделал мушку и убежал назад. Я тоже решил порыбачить. С помощью Татьяны сделал кое-как безобразную мушку. Интересная рыбалка на хариуса! Пока приноровился, упустил штук пять. Наконец мне удалось поймать и засунуть в сапог трех приличных хариусов. Они шевелятся там, в сапоге, даже щекотно. Уже потом я понял, что ловил хариусов без всяких законных правил. И Володя удивился, как я их смог выловить! Клев прекратился, однако рыбины продолжают плавать прямо у меня под ногами. Володя уже закончил рыбачить, сбегал за его спиннингом.
Сразу вытащил хариуса граммов на 800. Затем второго. И чуть было не вытащил, как мне показалось, кита. Но, оказывается, блесна зацепилась за корягу. Пришлось нагишом лезть в холодную воду и доставать блесну. Тут же решил, на всякий случай, забросить блесну еще раз. И, о, удача!  Какая-то рыбина схватила сразу блесну и чуть не вырвала из рук спиннинг. Удилище согнулось. Ну, думаю, все, упущу. Катушку не могу провернуть. Пришлось повернуться спиной к берегу и тянуть за собой леску. Ушел от берега метров на 20, постоянно оглядываюсь. Вижу, на песке появилась голова рыбины.  Наконец я ее вытащил полностью из воды. Рыбина килограмма на 3-4. Схватил ее и побежал в лагерь. Оказалось, что я поймал тайменя. Первый раз в жизни я поймал такую рыбину. Весь улов на сегодня около 10 кг. Сварили уху, пожарили, наелись в этот день!
Ребята начали было делать баню, да бросили, поздно уже. Мы с Равкатом решили все же это дело довести до конца. Перетаскали горячие камни в другое место. Навесили систему крепежных веревок, на которые навесили тенты. Разделись и забрались в коморку. Ветер поддувает, один угол все время открывается. Решил поправить в этом месте тент, только схватился за веревку, как где-то, что-то у нас нарушилось. Все оборвалось, упало на нас. Кое-как вылезли, разобрали все и пошли спать.

5.08
Уже десятый день наша группа совершает путешествие по Забайкалью, по Баргузинскому хребту. 10-ый день нас окружают красивые, высокие горы, быстрые и шумные реки. Под ногами уже который день одно и тоже - нагромождение камней, деревьев, вода. И только каждый день у нас меняется руководитель. Сегодня руководит группой Борис.
После великолепной дневки на Томпуде мы вышли к ручью Захаревскому. Трудно представить в обычной жизни такое нагромождение камней, низвергающих потоков воды, поваленных вдоль и поперек могучих стволов подгнивших деревьев. Множество водопадов. И каждый такой водопадик неповторим.  Долинка ручейка круто поднимается вверх. Идти очень тяжело, продвигаемся медленно.
Наконец русло ручья стало выполаживаться. Очень красивые остроконечные вершины пронзают синь летнего неба. Полезли по склону безымянной вершины. По камням идти все же легче, чем по кедровому стланику. Идем по звериной тропе. Солнце скрылось за склоном гор, стало холодать. Остановились на ночлег в огромном цирке. С юга, запада торчат вершины более 2000 м. На склонах, в кулуарах лежит  белый снег.
Сварили ужин и сразу спать. Дров мало, чтобы сидеть у костра. Завтра дежурю я.

6.08
Проснулся в 4-30, а, вернее, совсем не спал. Равкат совсем себя плохо чувствует. Всю ночь проохал и не давал нам спать. Понимаю его, однако это стало меня раздражать. Итак, все его барахло несу. Не стал досыпать свои законные еще 30 минут, вышел из палатки. Все наши вещи покрыты  толстым слоем инея. Вода, которая осталась в чашках, замерзла. Облаков нет, солнце еще не выглянуло из-за гор. Быстро развел костер, сварил завтрак.
В 11-00 мы уже на перевале. В честь первопрохождения строим тур. Перевал сам по себе очень элементарный, подъем по камням не вызывает трудностей.
Группа наша с каждым днем ослабевает, прибавляются больные. Равкат никудышный, Володя Кузнецов тоже. Борис поранил палец на ноге (вроде камень упал на ногу). Если так дело пойдет дальше, боюсь, что не пройдем маршрут. После обеда прошли несколько озер. Очень много петляем, как вверх-вниз, так и по долинам ручейков. Помню, еще в Челябинске я удивился, увидев в маршрутной книжке у Володи дневной километраж – 4, 11, 17 км! Думаю, вот хорошо, пройдем быстро, и сиди себе у костра. Как я ошибался! За минуту десять раз присядешь с рюкзаком, стоишь на одной ноге, лезешь куда-то. Ужас! По таким тропам я еще не ходил никогда. Иду последним. Группа сильно растянулась. И видно как она петляет. Я подрезаю уголки и все время, поэтому, оказываюсь впереди, по крайней мере, половины группы. Бросаю рюкзак, хожу, снимаю пейзаж и ребят на фото, кино. Потом схвачу рюкзак, посмотрю опять на группу и опять иду наперерез. Равкат, кажется, удивляется, как это я их обгоняю.
Кузнецов гонит «программу», он сегодня руководитель. Однако действует не всегда  правильно. Убегает вперед, потом мы его долго ищем. Стало смеркаться, и мы поняли, что на Слюдянку нам сегодня не выйти. Поэтому пришлось сделать вынужденную ночевку наверху. Нашли воду, правда не проточную. Сварили супчик, посидели чуток у костра и сразу спать. Сегодня рядом с нашей палаткой стоит палатка Володи Шлея. Они втроем устроили нам небольшой концерт, я лично смеялся от души. И, наверно, уснул с открытым ртом. А утром ничего не мог вспомнить из ихнего вчерашнего разговора. Кроме того, что Татьяна попросила убрать камень, на что Володя ответил, что это не камень, а его локоть!

7.08
Сегодня группу веду опять я. Проснулся в 5 часов. Разбудил Шлея – он дежурный. Ночью прошел дождь. Трава мокрая. Вышли в 7-30. Очень крутой спуск привел нас к реке Слюдянка. Ну и кошмарная река! Она вся бежит под огромными валунами, иногда вырываясь на свободу. Кругом каньоны, стены камней. Наверху нагромождения, похожие на средневековые замки. Решил не спускаться по Слюдянке до устья, а срезать уголок. И правильно сделал. На этом деле сэкономил пару часов ходьбы. Наконец появилась река Шегнанда. Не ожидал, что я к ней так быстро вырвусь. Володя Кузнецов сразу убежал с удочкой. Дежурные взялись за костер, а остальные уснули как убитые.
Тропа вдоль Шегнанды идет на высоте 20-30 метров от воды, очень хорошая, со свежими следами зверей. Эти тропы напоминают деревенские тропы, где пасутся коровы. Остановились в 2-3 км от слияния трех ручьев. Задачу мы не выполнили. И вообще, я сомневаюсь, что завтра мы подойдем к перевалу. Вечером с трудом выбрал место для ночлега. Но остановились, все же, на очень хорошем месте. Красивая панорама, впереди высоченные горы.
К вечеру резко похолодало, появились тучи.  Надеваю на себя весь гардероб, кроме вторых плавок. Вечером, перед сном, в палатке заработала система Кузнецова: палатка – палочки – горячие камни. В палатке очень тепло, поэтому мы, не забираясь в спальники, засыпаем на пару часов. Чтобы потом дрожать всю ночь!

8.08
Ночью прошел дождь. Гор вокруг как не бывало. Все заволокло белым туманом. Видимость около 100 метров. Выходим в верховья реки Шегнанда. Впереди «граф» с «графиней» (Кузнецовы). Через несколько переходов теряем руководителя. Долго ждем его. Начинают замерзать ноги, пошел снег! 8-ое августа и снег! Ужасман, как говорит Нина. Снег уже идет крупными хлопьями. Деревья на вершинах гор абсолютно белые, как зимой. В.Шлей в своих ботиночках весь вымок и уже доходит …  Поэтому останавливаемся, заставляем его рубить сухое дерево. Разводим громадный костер. Высохли, сварили обед. Снег постепенно перестает идти, местами проясняется, открываются склоны гор.
Выходим в путь.  Здесь, в верховьях, уже проще идти прямо по реке, что мы и делаем с Кузнецовым. Не все могут воспользоваться этим путем, потому как не у всех есть сапоги. Жалко Шлея, поэтому раз десять переношу его через реку прямо с рюкзаком. Обещает в Челябинске поставить мне бутылку коньяка (обещание не выполнил, вдруг прочитает эту писанину, вспомнит и проставится?).
 Впереди огромной высоты ущелье, вверх лезть бесполезно, поэтому уже все идут по реке. Шлей уже тоже шлепает прямо по воде. Идем, а на душе тревожно, впереди наверняка будет водопад. Вот только какой высоты? Метров через 100, наконец, слышим сначала шум падающей воды, а потом появляется и сам водопад высотой около 30-40 метров. До чего красиво! И слева склон вроде не плох. Поэтому все поднимаемся на этот склон. А я прохожу рядом с водопадом. В одном месте, где каменный желоб, чуть было не свалился. Спас кустик, но зато я снова вышел к реке. Останавливаемся на ночлег. Впереди ничего не видно. Виктор сходил на разведку, но все бесполезно, ничего не видно. Вечером в палатке снова работает система «Кузнецова».

9.08
Утро не принесло ничего утешительного. По-прежнему идет снег. Сидим, ждем погоды. Начали читать новый роман Олеся Гончара «Берег любви».
После обеда решили сделать более глубокую разведку. Вышли вчетвером в 16-00. Контрольное время 20-00. Поднимаемся медленно вдоль Шегнанды. Местами проясняется, тогда мы видим высокие стены гор, долины ручьев (вернее желоба). Глаза медленно осматривают вершины и впадины хребта. Нам нужно найти перевал, единственный, который нам подходит. Впереди, справа, заманчиво выглядит долина, которая заходит за бараний лоб. Подойдя ближе, мы увидели, что этот путь нам не подходит. Ради спортивного интереса поднимаемся по этой долине. На пути встречаются громадные снежники.
Снизу потянуло туманом, с неба посыпалась крупа. Погода как на перевале Щучьем (Полярный Урал-1977). Уже ничего не видно. Снежники обновились на 10-15см! Наконец долина закончилась цирком. Находимся словно на дне чаши. С Виктором решаем вернуться назад, подняться на перевал в этом цирке. А двоих отправляем в лагерь, контрольное время заканчивается. За 40 минут мы поднялись на перевал. Здесь оказался тур и записка московских туристов от 11 августа 1971 года. Перевал ими назван имени Баранова. Это старый охотник эвенк, живет в поселке Алла. Много лет охотился в этих горах. Это перевал из долины реки Шегнанда в долину реки Хожалог, того самого ручья, у которого была ночевка, когда я руководил группой первый раз. На востоке, вдали видны озера и, похоже, нет гор. А здесь, внизу, каменные осыпи, мелкие озера и высокие пики гор. Полюбовавшись несколько минут открывшейся панарамой и, оставив свою записку, уходим вниз. Этот перевал нам не подходит. Идем назад, постепенно переходя к другому перевалу. И опять начинаем подъем. Я уже наверху, а Виктор еще где-то шумит, только слышен грохот падающих камней. Солнце заходит, контрольное время истекает, остается один час. Сверху открывается космический пейзаж. Красное солнце среди туч, проблески лучей, бронзовые горы. Пришли в лагерь с опозданием на два часа.

10.08
Вышли в 8-00 Погода еще хуже, чем вчера. Даже не видно реки. Ждать нет времени, итак опаздываем на двое суток. Собираем свои вещи и ходим к перевалу.
Виктор решил сходу набрать высоту, поэтому идем очень медленно. Очень часто встречаются каменные желоба, дно которых гладкое. Можно сорваться. Видимости нет. Можно перепутать кулуар, который нам нужен, что Виктор и делает.  Вовремя его останавливаю, спускаемся вниз, и толпа идет за мной. Наконец озеро под нами, как и вчера. Но, чтобы убедиться, что это наше место, я спускаюсь к озеру. Выхожу на старые следы и по азимуту выхожу на то место, где сбросил рюкзак. Подниматься будем здесь. Убеждаю Виктора, что это тот кулуар, а то он уже хотел спускаться вниз. Начинаем подъем. Иду первым. Перекладываю камни, которые могут упасть на головы ребят. Очень боюсь за девчонок и за Равката. Он совсем плох. Еле передвигает ногами. Много приходиться работать, рюкзак тяжелый, сильно устаю. Не сделав ни одного перекура, по каменным грядам мы поднялись на то место, где были с Виктором вчера. Вышли правее метров на 50. «Расчищаем» дорогу к перевалу прямо по хребту. Устроили такие каменные обвалы, что стоит страшный грохот падающих камней. Очень осторожно продвигаемся с рюкзаками. В одном месте мох, который лежал на плоском камне сорвался, и я чуть было не улетел вниз. Сердце забилось с удвоенной частотой. Во время ухватился за камень. Я на перевале. Здесь уже торчит весло, которое я занес вчера. Оглядываюсь назад и вижу, чуть было не сорвался вниз Равкат, за ним Шлей. Во время их схватил Морозов. Иначе через секунду они исчезли бы из виду. Виноватым оказался Шлей, который спустил неосторожно камень на Равката. Наконец все благополучно оказались на перевале. Я облегченно вздохнул и почувствовал огромную усталость, то ли от физической нагрузки, то ли от переживаний.
Съели традиционный шоколад и толпа начала спускаться. А мы, Раф, Виктор и я, взялись за тур. Тур системы «Полярный» готов. Оставляем записку и, спустившись по другому кулуару, догоняем группу. Толпа оживилась, шутит, а на перевале молчали. Поели всухомятку, и начался траверс долины с перепадами высот. Поздно вечером, преодолев несколько маленьких перевалов, исток реки Согзенной, вышли на перевал на реку Алла с реки Согзенная. В туре записки нет. Оставляем свою записку и спускаемся вниз. Все, кольцо замкнулось!
Лобаз цел, продукты целы. Готовим первое, второе, еще раз первое, торт, чай (индийский), сухари без ограничения! Спирта по ннадцать граммов за здоровье Кузнецова (у него сегодня день рождения). Песни у костра и во втором часу ночи залезаю в палатку, где уже работает система «Кузнецова».

11.08
Полудневка
                                                                                                 Тяжело расставание,
                                                                                                 Словно тяжкий обман

Сегодня трое, Равкат, Боб и Нина уходят в Аллу. Освобождаемся от больных.  А Нину, можно сказать, принуждаем. Что ж, может это и во время, и единственно правильное решение. Идти еще много, впереди несколько трудных  перевалов. А по графику мы опаздываем уже на 2,5 суток.
Сегодня, наконец, ясный солнечный день. И вот, в этот день мы оставляем троих своих товарищей на реке Алла. Мы уходим, а они возвращаются назад в поселок Аллу. Эти «несчастные» - Равкат, Борис и Нина Ларина. В основном их отправили домой из-за Равката. Жаль Нину. Для нее, это мне кажется, последний поход, лебединая песня. Она нас проводила до перевальчика, пожелала нам счастливого пути и, отвернувшись, убежала со слезами на глазах. Все ребята отвернулись,  девчата зашмыгали носами, а у меня тоже навернулась слеза.
Пошли очень бодро и через три часа мы разбили лагерь у перевала на реку Топу. Собираем по крохам дровишки, варим ужин. С сегодняшнего дня у нас новый завхоз – Галя Кузнецова. Сделали ревизию продуктов. Круп всего по 100 гр на человека. Мало соли. Но ничего, проживем. Осталось 11 дней.
Итак, завтра штурмуем перевал 10-ти.

12.08
Наш тандэм – «Союз-Аполлон» - так Кузнецов назвал наш лагерь, состоящий теперь  из 2-х палаток, расстыковался и экипажи вышли к перевалу. На перевале записка Мунасова от 12 августа 1976 года, город Златоуст.
Утром погода, как и вчера, светит солнце, но мы находимся на дне цирка, поэтому солнце увидим только на перевале. За 1 час 45 минут мы поднялись на перевал 10-ти.
Спуск с перевала не очень трудный,  но очень много камней, которые то и дело слетают, чуть ли не на головы ребят. То и дело слышны предупреждения: «Камень, осторожно камень!»
Глядим, Морозов спускается уже гораздо ниже нас. Кузнецов что есть мочи закричал: «Камень!» Морозов присел, сунул голову под какую-ту глыбу, а пятая точка торчит над выступом. Ну и насмеялись мы вдоволь. «Она – говорит он – у меня дубовая!»
Спустились в цирк. Здесь тишина и замерзшее озеро. Однако к нему подходить опасно, по краям тоненькая корочка льда и неизвестно, какая там глубина. Вот с этого озера и начинается река Левая Топа, которая постепенно принимая в свое русло ручейки со всех склонов, из тоненького ручейка превращается в грозную речку. Через 30 км сливается с Правой Топой и впадает в Тампуду. Прошли сегодня около 12 км. Долина реки Топы гораздо шире, чем реки, которые мы проходили. И видимо, очень часто посещается туристами, ибо здесь тропа такая, будто слоны прошли.  Много голубики, жимолости. А вот грибов и смородины нет. Зато стала надоедать мошка и комары. Скорость хода возросла, идем в темпе. Поэтому под вечер почувствовал усталость, не было никакого желания мыть посуду, чего никогда не пропускал.

13.08
Идем к Топе, торопимся. Нужна рыба, очень хочется есть. Речка уже стала гораздо шире. До правой Топы не дошли около 2-х км. Завтра идем на Томпуду.
С сегодняшнего дня, мне кажется, мы начали гонку. Прошли около 22 км. Это рекорд в этом походе. Остановились на ночевку около безымянного ручья. Попробовали с Володей порыбачить, но бесполезно. Недалеко оказался водопад. Вот поэтому здесь, в Топе нет рыбы. Река здесь очень красивая. Отвесные скалы, высотой около 100 метров.
Вечером опять разговоры о еде, пище. Володя Морозов вспомнил, как он с Яшей Дынином ходил в пеший поход Ш-ей категории сложности по Северному Уралу три года назад. Это был зачетный поход после областного семинара по подготовке инструкторов лыжного туризма. Яша иногда такие мероприятия организовывал под себя, чтобы хорошо и бесплатно отдохнуть. И с пользой для областного туризма, в том числе. Так вот, у них тогда рюкзаки были за 50 кг! Морозов говорит, что они несли 8 литров самогона,  столько же спирта. Только тушенки у них было не менее 100 банок! Дошли кое-как до первой избушки. Жили в этой избушке пять суток. Все выпили, съели и поехали домой! Мы аж, забалдели от этого рассказа. Насмеялись от души! А пока едим суп из вермишели. Одна кружка крупы на 8 человек! Сегодня весь день ели ягоды. У меня даже челюсть чуть не отвисла.

14.08
Встали в 6-30, а уже через 2 час мы были у реки Томпуда. Прошли одну капитальную стоянку в устье реки Топы. Валяются громадные хребтины от рыб. Порыбачил, видимо, здесь народ хорошо. А мы проходим мимо! Небо затянуло тучами, прогремел несколько раз гром, пошел дождь. Виктор (шеф) решает сделать длительный обед на берегу Томпуды. Рыбаки быстро настраивают снасть и начинают вытаскивать хариусов. Особенно они хорошо клюют на спиннинг с поплавком и мушкой. Я сделал закидушку,  и через два часа удалось  поймать одного хариуса. Тут же мы поджарили всю рыбу и съели. По-моему это самая свежая рыба, которую я когда-либо ел.
За 2,5 часа дошли до ручья Медвежий. Тропа очень хорошая, идти легко. Недалеко от устья зимник. Мы останавливаемся, и к нашей великой радости шеф разрешает сделать баню. Чем мы и занимаемся весь вечер. Девчонки жарят рыбу. Кузнецов опять рыбачит.

15.08
Ну, и банька вчера была! Нагрели камни до красна, натаскали воды, натянули тент. Я с Рафом мылся в третью очередь, балдели минут 40. Остальные уже чистые сидели в палатке и ждали,  когда мы помоемся, чтобы потом собраться у костра и отметить сиё знаменательное событие. Ночь как никогда показалась теплой. Я даже не надевал теплый свитер.
Сегодня очень поздно вышли. Мошка замучила нас. Иду в накомарнике. На обед остановились у реки Биромея. И с этого момента мы начинаем приближаться к Улюкану, а это значит, что скоро мы распрощаемся и разъедемся по разным городам. Тропа на Биромее хорошая, но она то и дело взлетает вверх и также неожиданно уходит вниз. Много прижимов, омутов на реке, а в них огромные хариусы. Много голубики. Такого количества голубики и брусники я еще не видел. То и дело останавливаемся, рвем голубику горстями. Вечером сварили уху, пожарили рыбу. Сварили компот. Ночь звездная.

16.07
Ночью неожиданно пошел дождь. Пришлось выскочить из палатки,  натянуть тент. Идет дождь, значит, рыбалка отменяется. А жаль, так хотелось порыбачить во вчерашнем омуте. Разбудил дежурного Шлея, который очень долго готовил завтрак. Кое-как поели, и вышли в путь. Идет дождь, идем в накидках. Не дает покоя ягода, хочется поесть, а командир гонит группу. Напала мошка. На левой Биромее теряем тропу. Виктор все читает описание. Очень много прижимов, поэтому мы идем то по одному берегу, то по-другому. Я продолжаю работать извозчиком. Обед готовили в каком-то гнилом, мокром месте. Зато сразу после обеда  вышли на тропу.  Тропа петляет очень высоко по берегу. Веселые привалы придают нам силы, поэтому мы идем бодро. Виктор ходил на разведку перевала. Пришел весь мокрый, тропу не нашел. Однако своего намерения пройти этим перевалом не изменил. Завтра поэтому мы поднимаемся пораньше и уходим по ручью, который стекает с левого берега. Уже который день мы не поем у костра.

17.08
Встали как всегда поздно, и поэтому выходим позже. Сегодня хорошо выспался. Часов до 3-х работала «система Кузнецова». Вышли к ручью и начали восхождение. Подъем крутой, тропы, естественно нет. Наконец, впереди показался цирк и перевал. Поднялись на перевал, но, к сожалению, он нам не нужен. Ошибка шефа. После длительных дебатов решаем обойти вершину и выйти к перевалу, который мы так хорошо видели с ручья. Потянулись черные облака. Туман окутал горы, и эти облака проносятся мимо, обволакивая нас влагой. Склоны крутые, очень много желобов. То и дело поднимаемся и спускаемся, только слышен грохот камней, да вдали слышен шум реки, словно шум уходящего поезда. Над нами парит какая-то птица. Виктор говорит, что это орел. Видимость метров 50, а вся группа растянулась. Командир собирает нас, я нахожусь впереди всех, поэтому сижу и пишу.
Вот мы и на перевале. Видимость ухудшилась. Сплошной густой туман. Решаем подождать, когда прояснится и попробовать сориентироваться. Идет мелкий дождь. Прошло уже два часа. Погода не улучшается. Ставим палатки, перекусываем всухую. И ложимся спать прямо на перевале. Площадку под палатку пришлось выравнивать из камней и мха.

18.08
Проснулись рано, а вернее почти не спали. У меня все ребра болят. Когда вышел из палатки, ахнул от удивления. Такая красивая картина предстала перед нами. Облака, туман оказались ниже вершин. Мы находимся на высоте около 1800 метров, вершины высотой около 2500 м, а облака на высоте около 1000 м! Все долины заволокло туманом. Впереди, за перевалом, видна долина реки Медвежье. Опять перекусили всухую (кусочек сала, 5 кусочков сахара, 2 сухфруктинки). Опять подъем, траверс на перевал, который виден слева от нас. С этого перевала мы увидели реку Улюн. Спускаться с перевала уже нет сил. При спуске много падений. Камни сыпятся, но они  уже нас не пугают, все чувства притупились. Пройден снежник и мы у воды. Почти сутки не пили воду, не ели горячей пищи. Правда, утром досталось по глотку воды, натекло с тента.
Начали спуск по ручью к реке Улюн. Иногда попадается хорошая звериная тропа, иногда идем по болоту. После обеда началась «золотая» лихорадка. Набрали золотого корня, но здесь его мало. Встали на ночевку. Все очень устали, поэтому поужинали и сразу легли спать.

19.08
Итак, я могу констатировать, что бью свой рекорд по продолжительности пребывания в походе. Сегодня 24-ый день путешествия. Столько же дней мы были в зимнем походе по плато Путорана. Мы только завтра будем в поселке Улюкан.  Сегодня решили сделать прощальный вечер. Сварили суп, компот, уху, торт, блины. Напились, наелись. Думал,  умру от обжорства, но через час опять захотелось есть! До Улюкана осталось 25 км. Какую сегодня мы видели смородину, обалдеть можно! Крупная, черная. Огромные плантации. Много малины. Татьяна полезла за малиной и свалилась с крутого берега, ушиблась. Налазился сегодня по высоченным кедрам. Удалось обеспечить кедровыми шишками Татьяну, и набрал себе. Шлей вечером так и не смог настроить гитару, не выполнил своей основной задачи. А честно говоря, лучше бы его не было с нами. Надоел, спасу нет. Ночью пошел дождь, по одному начали залазить в палатку и скоро костер погас.

20.08
Утром хорошая, солнечная погода. Впервые, по-настоящему выспался, ибо не замерзали ни ноги, ни спина. Сегодня дежурю с Володей. Это последнее дежурство  в походе. Накормили толпу, и вышли в дорогу. Тропа очень хорошая, идти легко. Все уже чувствуют конец путешествия. По дороге собираем всевозможные ягоды.
Вышли в поселок Улюкан. Поход окончен. Опоздали на два  дня.
У магазина расположилась группа туристов-водников. У одного из туристов я на руках увидел очень большую кедровую шишку. Правда, она почему-то с какой-то листвой на макушке. Хотел подойти и спросить, где они набрали таких шишек. Хорошо, что не спросил. Смеху было бы! Я когда зашел в магазин, на прилавке увидел эти большие «шишки», это оказывается ананасы! Я их вижу впервые в жизни. Купил три штуки. По 1 руб 30 коп за кг. В Миассе угостил всех, кто был в гостях по поводу окончания нашего похода.  Досталось всем по небольшой дольке.
До свидания, Забайкалье! Очень было интересно, прекраснейший поход.
После этого похода я стал чередовать пешие и зимние походы.

на страницу Дневники

на страницу Спасибо Вам ...