Ах, да когда ж такое было?
Палатка, примусы ворчат.
В руках по кружке с каплей “шила”
Все на Ишкаева глядят!
  Улыбки, поздравления, шутки,
Потом гитары перезвон ...
Те сердцу милые минутки
Ушли в былое, словно в сон!

Л.Пашков

ъ

Лыжное путешествие 5-ой к.сл. по ПОЛЯРНОМУ УРАЛУ
  записки полуромантика-полусиловика

Посвящаю Леониду Пашкову

5 апреля

Все сборы позади. Поезд мчит нас в Москву. Толпа постепенно успокоилась, все разбежались по своим полкам. Наконец-то представилась возможность выспаться. К этому походу начал гото-виться за неделю до выезда. А отсюда и ежедневное недосыпание. Замучил нас Артем. Из-за него не знали твердой даты выезда. Под большим вопросом оказалось участие в походе Надежды Пашковой.
Провожать нас пришли, наверно, все туристы машгородка. Такая толпа выходила из общежития, просто страшно было смотреть. Девочки, как всегда, пели всю дорогу до вокзала. В Москве к нам присоединился Александр Козлов. Нас теперь 13 – Пашков Леонид, Кирьякевич Вячеслав, Удова Любовь, Скорынин Юрий, Алимов Владимир, Назаров Валерий, Пустуева Татьяна, Кондратьев Николай, Осокина Надежда, Узких Сергей, Журавлев Владимир, Козлов Александр и я (Ишкаев Рашит). Возможно, в Воркуте к нам присоединится Пашкова Надежда.
Побродили день по Москве, посмотрели стереофильм на ВДНХ. А вечером мы уже ехали на поезде
СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ (Москва-Воркута). Пассажиров в вагоне мало. Наши оккупировали почти все купе в плацкартном вагоне. Все заняты подгонкой снаряжения, пишут письма. Завтра мы будем в Воркуте. За окном зима. Идет снег. Интересно, какая погода в Воркуте?  Володя Журавлев поет песни. Народ смеётся. Хорошо бы такой веселый настрой сохранить на весь поход.

6 апреля.

Поезд приближается к Воркуте. За окном пейзаж резко изменился. Утром еще были видны сосны и березы, а сейчас перед глазами одно белое безмолвие. Началась тундра. Лишь изредка проскакивают кустики. Лесозащиты вдоль железной дороги нет, её заменяют 3-х метровые деревянные щиты,которые почти полностью засыпаны снегом. Увидели стадо оленей. Скоро выходим, а Пашков все ещё что-то шьет. Все остальные уже собрали рюкзаки, сидят и остроумничают. Интересно прислушаться, сначала слышен говор, а потом хохот, доходящий до истерики, потом опять тишина. И опять сначала! В Воркуту приехали в 12-30. Погода отличная. Температура – минус 8. Удивили меня огромные сугробы. Двухэтажные дома почти полностью под снегом. Торчат одни трубы. Воркута разочаровала меня. Во-первых, город не красивый, а во-вторых, в магазинах ничего нет. Я, вообще-то, сравниваю с городом Норильском. Купил один значок и ни одной книги. Получили от Надежды телеграмму: «Счастливого пути». Это значит, нас так и останется 13
человек.
В 19-45 выехали на пригородном поезде на станцию Хальмер-Ю. В обед объелись копченой мойвы. В поезде разговорились с местными товарищами. Спросили: « Где можно переночевать?». Один мужичонка хотел пригласить нас к себе, но не успел договорить, как получил по голове от жены. Тут же он вспомнил про гостиницу. Мы обрадовались. Но он сказал, что она на ремонте. Этот же мужик предложил нам нанять вездеход. Говорит, что проедете некоторое расстояние на вездеходе, пройдете быстрее маршрут, вам дадут премию!
В Хальмер-Ю устроились на ночевку в профилактории, в комнате, где идет ремонт. Начальство занимается перераспределением груза. Все время нас спрашивают, мешают спать. «Надя!» - кричат –«У тебя сколько весит общественное мыло и зубная щетка?» «15 килограммов» - отвечает медсестра - «И вообще меня не спрашивайте, сейчас час ночи, я уже не работаю!». На полу место мало, очень тесно. Узких возмущается: « Вон - говорит - дыра, какая!». «Так тут человек ляжет» - говорит кто-то. Юра добавляет: «С ружьем!».

7 апреля. Первый день пути.

Проснулись в 8. На сборы ушло более 2-х часов. Хальмер-Ю небольшой шахтерский поселок. Все жители работают в шахте, которая находится в 2-3-х километрах от поселка. В поселке есть магазин. Купил 1 бутылку шампанского. У меня в пути, 11 апреля, будет день рождения! И вот мы в тундре. Стоим на лыжах! Кругом ослепительная белизна, ни единого кустика. Глазам не за что зацепиться. Вдали виднеются горы, но до них очень далеко. Да, вот бы нам сейчас вездеходик! Идем быстро. Очень помогают волокуши. Я провел ряд экспериментов. Вёз весь груз на волокуше, нёс все на спине. Но самый оптимальный вариант – около 18кг на волокуше, остальной вес на спине (более 20 кг). Наст довольно плотный и лыжи практически не проваливаются. Определились силовики - Узких и Алимов. Рвутся вперед, их пытаются догнать Кондратьев, Скорынин. Кто-то отстает. На привале Пашков (руководитель группы) сделал силовикам втык. Силовики ему ответили, что нужно было предупредить раньше. «Так я вас никак не мог догнать!»- ответил Пашков. «Очень плохо – говорит Скорынин – нужна силовая подготовка. Вот мы, например,  тренируемся по понедельникам!». Пашков обещает добавить вес тем, кто будет убегать вперед. Юра просит сфотографировать его на память родственникам. Встали на ночевку в небольшой долинке. Поднимается ветер. Быстро ставим палатку. Рядом с палаткой мужики построили туалет из снежных кирпичей. Сегодня мы прошли около 18 километров за 5 часов.

8 апреля. Второй день.

Дежурные встали в 5 часов. Дежурят касатики (Вова Алимов и Юра Скорынин). Я с Пашковым лежу рядом с «универсальной печкой». Касатики возятся с примусами. У них пока не получается, первый день, первый раз. Наконец примуса заработали, но через пару минут мы услышали шипение и все у них погасло.
Кажется, опрокинули котлы! Позавтракали, и в 9-30 вышли на маршрут. Видимость метров 500. Ветер дует в спину, падает снег. Идти уже лучше, чем вчера, но все равно ждем привала. По дороге, на всякий случай, собираем дрова. В полдень вышли к реке Кара. Здесь хорошие дрова. Вечером вышли к озеру Гнеть-Ю. Здесь у нас по плану ночевка, но мы уходим дальше. Через два перехода останавливаемся недалеко от ручья Водопадный. Нашли чью-то стоянку и разбили лагерь. Сегодня я дежурю с Журавлевым. Топим «универсальную» печку и ругаем генерального конструктора печки (Пашкова). Печка дымит со страшной силой. Все плачут, умываются слезой. Кстати, эта печка летом 1977 года займет первое место в областном конкурсе туристских самоделок! Кое-как накормили народ. Силовик Сергей опять напал на романтиков, запрещает петь песню СИНЯЯ ПТИЦА!

9 апреля. Третий день.

Как дежурный, встал в 5 часов. Вышел из палатки. Вокруг такая прелесть. Оказывается, вокруг высокие горы. Остроконечные вершины без снега, поэтому они отчетливо видны на фоне голубого неба. Тем-пература- минус 30. Начал топить печку, опять повалил дым со всех щелей. . Народ заворочался. Минут
через 10 Славик умоляюще попросил у нас пистолет и один патрон. Я  лучше дал бы пистолет в руки автору этой чудо-печки!
Быстро собраться не удалось, вышли в 9-30. Выходим двумя группами. Одна группа в количестве 6 чело-
век уходит по маршруту 1У категории сложности, а наша группа в У-ку. Наш маршрут: ледник Долгушина – перевал «60 лет Октября» - ледник Боча – ручей Водопадный – река Большая Кара. Погода постепенно начинает портиться. Остановились на обед на леднике Долгушина. Вторая группа недалеко от нас, в километрах 2-3. Они нас тоже хорошо видят. Повалил снег, уже практически не видны склоны гор. Начали крутой подъем на безымянный перевал. На середине склона остановились. Пашков организовал страховку «для отчета». У нас у всех грудныеобвязки, выпущены лавинные шнуры. Народ «балдеет» от этих веревок. Раздаются по этому поводу всевозможные шутки. Наконец поднялись на перевал. Пашков говорит, что на этом перевале до нас никого не было. Решаем сделать тур. Сергей начал возмущаться, что мы долго возимся и что очень часто фотографируемся. Я боюсь вытащить наш вымпел. Как бы не убить его этим! Пашков продолжает строить тур. Наконец мы написали записку, положили в  тур, сфотографировались и начали спуск. Спуск очень крутой. Ребята в шутку просят Пашкова организовать страховку. Мы на леднике Боча. Кругом огромный цирк. Картина очень впечатляющая. Не верится, что мы спускались по этому склону! Ледника не видно, он под снегом. Не видно озеро «Мертвых комаров» и не видно 28-ми метрового обрыва. Сергей укатил вперед один.  Утром Пашков нам сделал замечание, что мы очень тепло одеваемся в дорогу. «Делайте как я» -  сказал он. И показал, что под штормовкой у него одна рубашка. Я решил перенять его опыт. На перевале замерз. Каково было мое удивление, когда мы спустились с перевала. Я нечаянно увидел (ходили по малой нужде), что у него под рубашкой еще есть тельняшка!  Вот бандит!
Через несколько километров вышли на лыжню наших романтиков. Идем по руслу реки Б.Кара. Увидели
оленьи упряжки. Подошли к ним. Два ненца складывают дрова на нарты. Поздоровались с ними, но они
не обращают внимания на нас. Я снимаю на фото, кинопленку. Наконец-то увидел настоящую оленью
упряжку на Севере! Нафотографировались и двинулись к чуму романтиков. Бурная встреча, шутки,
воспоминания, песни, песни. Вечером – минус 14.

10 апреля. Четвертый день.

Все проснулись вместе с дежурными. В палатке сплошной дым.  Пытаемся с головой залезть в спальники, но дым проникает и сюда. Снаружи тепло. Около 0. Палатка наша намокла, нельзя к ней прикоснуться. Чтобы ускорить сборы, начальство решило пойти на «подлость», сорвали палатку! Но, так как на улице тепло, это не сказалось на скорости сбора и народ не очень-то шевелится. Вышли в 10-00. Сильнейший подлип. Словно кто-то дергает за ноги. Пришлось остановиться и намазать лыжи. Кто мажет серебрянкой,  кто черной мазью. Идем по долине реки Б.Кара. Неожиданно вдали увидели чумы. Побросали свои рюкзаки и наперегонки устремились к стойбищу. Метров за 100 толпа рассредоточилась и начала щелкать фотоаппаратами. Ненцы приветливый народ. Хорошо говорят по-русски. Многим нравится фото-графироваться. Вот одна женщина начала позировать, взяла в руки собаку. Кстати, собак здесь очень много и они очень красивые. Ребята разговорились с ненцами. Вчера была пасха, видимо, поэтому почти все ненцы поддатые.  Интересны национальные костюмы. В этих малицах они похожи на пингвинов. Особенно хорошо смотрятся дети. Пытаюсь их сфотографировать, но они не подпускают меня ближе 20 метров и быстро скрываются в чуме. В стойбище 3 чума и очень много вокруг нарт. Все же хочу снять поближе детей. Подкрадываюсь к входу в чум и жду, когда они выглянут. Но они не выглядывают. Заглянул в чум. Там темно, это после ослепительного снега. Постепенно глаза привыкли к темноте. Посередине чума стоит печь. Кругом оленьи шкуры. В детской кроватке сидит голенький малыш. Юра уже с кем-то познакомился, сидит с мужиком на нартах.  Из чума выскочила «голубоглазая». Забежала за нарты и смотрит сквозь щелочку на меня. Я, вообще-то, уже почти похож на них. Может мне остаться в стойбище? Наши переговоры с ненцами подходят к кульминационному моменту. Спрашиваем, есть ли у них меха (песцовые), чуни. Получаем отрицательный ответ. Интерес к ним у нас пропадает,  мы прощаемся и уходим к своим рюкзакам. Тут кому-то пришла идея обменять мясо на спирт. Леша, Саша и Володя Журавлев уходят обратно к стойбищу. Я остался у рюкзаков, а все остальные вышли на маршрут. Минут через 15 прибегает запыхавшийся Володя и говорит, что "местные" продают мех песца по 50 рублей за штуку. Достал из рюкзака деньги и побежал назад. Я тоже схватил 50 рублей и рванул за Володей. Бегу и думаю, а зачем мне эта шкура? Пашков уже весь в мехах. Саша тоже прикупил. Я передумал и не стал покупать. Шкуры, кстати, не выделанные. Ведь сначала говорили, что шкур нет! А вот спирт решил все проблемы! Группу догнали через 1,5 часа.  Славик расстроился, что не принял участие в операции «мех». У слияния рек Лымбага и Б.Кара, под скалой, оставляем часть продуктов, делимся на две группы и уходим по своим радиальным маршрутам. Расстаемся на два дня. Наш маршрут по реке Б.Кара на озеро Оче-Ты. Рюкзаки значительно полегчали, поэтому идем очень быстро. К озеру нам сегодня не выйти. Мы много времени потеряли на стойбище. Вечером, на одном из склонов, замечаем оленью упряжку, которая очень быстро стала приближаться к нам. На нартах сидит один «комик» (очень поддатый). Едет в гости в стойбище, в котором мы были. Поговорили с ним. Едет с Байдараты. Предложил нам шапки из песцов. Валера за 50 рублей купил две шапки. Олени очень красиво смотрятся на белом фоне. В упряжке 8 оленей. Оленьи упряжки очень скоростные. Поднимается ветер, начал падать снег. Видимости практически нет. Пашков ведет нас на 6-ом чувстве! Выбившись из сил, останавливаемся у каких-то камней. До озера примерно 6 километров. Выравниваем площадку для нашей серебряночки, ставим снежную стенку. Разжигаем примуса. Температура  минус 17. Палатка очень маленькая для шести мужиков (по-моему, эта палатка рассчитана на 2-3человека). Кое-как влезли вы неё. Приличное место занимает волокуша с двумя примусами. Ужин готовим в палатке. В палатке повышается влажность, наши спины примерзают к скату палатки. Все «клюют» носом, кроме дежурных. Только через 3,5 часа был приготовлен ужин! Выставили примуса наружу, стало чуть свободнее. Поели, и тут началось самое ….  Начали состёгивать спальные мешки. Тесно, палатка мокрая. Кое-как залезли в спальники. Лежим поперёк палатки. Ноги практически нельзя вытянуть. Пальцы на ногах начинает до боли сводить судорога. Спать невозможно! Палатка покрылась толстым слоем инея. Пришлось сесть. Голова касается палатки. За шиворот падает иней.  Пашков лежит рядом и всю ночь икает. Его кто-то вспоминает.
Ночью за палаткой минус 26. Под утро сон все же одолел меня.

11 апреля. Пятый день.

Проснулся оттого, что Леша читал какое-то стихотворение. Долго не мог вспомнить, где же я нахожусь. А Леша продолжает читать стихи. И тут до меня дошла суровая действительность. Я сижу в холодной, заиндевевшей палатке, сегодня 11 апреля, мне сегодня стукнуло 27! Поэтому поводу Леша и читал свой, на ходу сочиненный стих. К сожалению, эти стихи я не сохранил. Я уже третий раз встречаю день рождения за 69-ой параллелью (до этого встречал дни рождения на Кольском и Путоранах), а сегодня даже побываю на самой высокой северной вершине Полярного Урала – горе Нэ-Тэм-Пэ. Дежурным нужно готовить завтрак.
За бортом около 30 градусов мороза. При такой температуре на примусах вне палатки завтрак не приготовить. Поэтому мы выползаем из палатки. Погода прекрасная, видимость отличная. Дежурные уже третий час «кочегарят» примуса в палатке. А мы, чтобы не замерзнуть, бегаем вокруг палатки. Ноги начинают замерзать. Собираем свои рюкзаки. Наконец мы очень, ну просто очень быстро проглатываем самую вкусную в мире овсяную кашу, взваливаем рюкзаки и устремляемся вперед! Через час все встало
в норму. Ноги отошли, руки согрелись, но встречный ветер задувает за ворот, лицо замерзает. Одеваем маски. Через два часа мы вышли на озеро Оче-Ты. Слева от нас высится гора Нэ-Тэм-Пэ (высота чуть боле 1300м). Сегодня мы её обязательно должны покорить. Оставляем рюкзаки, берем с особой перекус, теплые вещи и налегке начинаем подъем на вершину. Подъем не сложный, но местами довольно крутой. А самое неприятное то, что очень твердый наст. Боимся сорваться. Тогда придется катиться очень долго вниз. Пашков убежал немножечко впереди, вскоре мы услышали его дикий вопль «ура». Он на вершине! На вершине стоит триангуляционная вышка. Противоположный склон отвесно обрывается вниз. Пашков пытается докопаться до тура. Сергей просится вниз, а Леша все же хочет найти записку. С вершины открывается вся панорама Полярного Урала. На север уходит река Кара, видны ее обрывистые берега. Вдали Байдарацкая Губа и Карское море. Леша по пояс залез в нишу, что-то там ковыряет, вытаскивает камни. Бесполезно, тура не найти. Начинаем спуск. Спускаемся по другому кулуару. Спуск еще лучше, чем на Чивруае. Только успеваем закладывать серпантин. Если мы поднимались больше пяти часов, то спустились за 1,5 часа. Время 20-00. Солнце уже скрылось за горами, вершины гор розовые. Одна из вершин по пояс скрыта в тумане (как в песне). Дошли до наших рюкзаков. Леша решает строить снежную хижину (иглу). Небольшой опыт строительства снежных хижин у нас есть, мы пробовали строить иглу на Круглице. Палатку все равно ставим, для продуктов. Сережа занимается примусами. Температура быстро падает, уже минус 29. Строительного материала много и очень хорошего качества. Строим, вроде, быстро. Где-то читал, что эскимос снежную хижину для семьи из 4-х человек строит за 40 минут. А мы впятером заканчиваем строить иглу только в первом часу ночи. Сергей уже третий раз заправляет примуса. На
приготовления ужина уходит более двух норм бензина. Разжигаем в третий раз примуса уже в хижине. И вскоре наша белоснежная хижина покрывается копотью. Выпили по случаю моего дня рождения по 30 граммов спирта. Условия, конечно, ужасные. Валера говорит, что осталось ночь продержаться и день простоять! А там будем в теплой палатке. Да, в той палатке наши романтики, наверно, балдеют без нас. Скучно без них! Не слышно песен. Готовимся ко сну. С трудом оторвал бахилы от ботинок. Еле вырвал стельки. Все примерзло. Ботинки, носки сырые. Ботинки за ночь замерзнут и уже их не одеть. Решаюсь сушить носки и ботинки на животе. Засунул их под свитер.

12 апреля. Шестой день.

Утром проснулся от холода. В хижине, межу снежными кирпичами, большие щели. Задувает ветер. Спальные мешки мокрые. Живот холодный, но зато носки сухие и ботинки теплые, очень быстро обулся. Кое-как вылезли из нашей «волчьей» ямы. Сегодня дежурит Пашковчик. На улице ветер, пасмурно. Быстрее к желтой палатке! Но нам для этого нужно пройти более 30 километров. Свернули на ручей Трехозерный. На склоне увидели зайцев. К полудню поднимается очень сильный холодный ветер. Одеваем маски. На перекус затратили несколько минут. Пашков решает укоротить наш путь. По плану мы должны выйти сначала на озеро Тиз-Не-Зато, а потом уже на озеро Оче-Ты. Пашков решает выйти сразу на озеро Оче-Ты, но для этого нужно преодолеть безымянный перевал. По карте ожидается хороший, возможно крутой спуск.Видимость практически нулевая. Порывы ветра настолько сильные, что некоторые «неподготовлен-
ные» (шучу) туристы падают. Спуск, действительно, очень даже крутой. Склон лавиноопасный. Но пути назад уже нет. Выпускаем лавинные шнуры (уже не для отчета!), снимаем лыжи. Стало проясняться. В какой-то момент я увидел внизу желтую палатку! Славик с группой здесь! Кричу во все горло в надежде, что они услышат нас. Пашков кричит на меня, чтобы я не орал. По его мнению, это камни. Но через несколько минут мы услышали ответные крики! Наши! На спуск (с высоты около 200 метров) потратили около 1,5 часов. Я спустился первым, иду к палатке. Навстречу выбежали девчата, повалили меня на снег, дергают уши, суют в рот шоколад (поздравляют с прошедшим днем рождения). Сегодня вечером опять выпили по несколько капель спирта за встречу и за мой день рождения. А вот бутылочку шампанского, которую я купил по этому случаю, к сожалению, я забыл на «складе». Жаль! В нашей желтенькой палатке тепло, просторно. И я даже счастлив, что мы опять все вместе! К нам подходили туристы из СК им. Чкалова из Челябинска. Готовимся ко сну. Хороший был сегодня день!

13.апреля. Седьмой день.

Сегодня, пройдя три перевала, мы должны выйти на озеро Соурей. Один из перевалов называется
ЧЕРНЫЙ.. Ребята по одному выходят на лыжню. Подошли к челябинцам, посмотрели палатку, снаряжение. Начали подъем на перевал. Ветер словно в аэродинамической трубе. Позже, на метеостанции, мы узнали, что в этот день ветер достигал силы до 30 метров в секунду! Под ногами твердый наст. Приходится идти очень осторожно. Вот Журавлев неосторожно сделал шаг, упал и покатился вниз. Ему удалось зацепиться за камень. На самом перевале снега нет. Не случайно перевал назван так - ЧЕРНЫЙ. Ветер буквально прижимает нас к склону. Идем без лыж. Очень часто падаем. Перекус делаем на ходу. Наконец начался спуск. На одном склоне буквально все срываются вниз. Я перевернулся раза два через голову! Славик сломал лыжи. Все уходят вниз, а я остался. Наверху отстал Валера. Решил снять на кинокамеру, как он будет спускаться. И не зря! Практически наверху он споткнулся и упал. Как он кувыркался! Я думал, что разобьется. Но все обошлось. Дальнейший спуск на лыжах, но очень опасный. Большие заструги, ноги болтаются в разные стороны и очень сильно устают. Приходится часто останавливаться. Поздно вечером вышли на озеро Соурей. Ветер немного утих. Выбрали место для бивуака. Дежурю с Пашковым. Ужин приготовили к полуночи. Ложимся спать во втором часу.

14 апреля. Восьмой день.

Проспали дежурство. Встали в 6-30, а надо было в 5. Снаружи минус 6. Погода отличная, светит солнце! Палатка наша сухая и теплая. Сварили рисовую кашу. Вытащили все свое «барахло» на улицу, разложили по камням, по кустикам. Как цыгане. Настоящая барахолка! Народ загорает, моет ноги. Возимся уже четвертый час. Вышли на маршрут в первом часу дня. Солнце светит ослепительно. Температура на солнце +14! Спускаемся по ручью Соурей к реке Пырь -Яха -Тоня. По пути встретили группу из Свердловска. Они идут от 106 километра. Это наш конечный пункт. В пути они 8-ой день. Поговорили с ними и двинулись дальше. Свердловчане оригинально решили проблему транспортировки бензина – волокут полиэтиленовые канистры прямо по снегу! Спуск к озеру Пырь-Яха-Тоня занял несколько часов. Вышли на озеро. Ребята пошли за дровами, а я с романтиками двинулся к противоположному концу озера организовывать лагерь. Вечером прошел небольшой дождь. Леша сегодня хотел сходить за нашими продуктами, а завтра выйти на перевал. Славик против. Пашков доказывает, что погода может в любую минуту испортиться. И в последствии он окажется прав. Скорынин спросил Пашкова: «А что в таком случае рекомендует журнал ТУРИСТ? Какая должна быть тактика – силового давления или выжидания?».

15 апреля. Девятый день.

Утром светло, тепло. Мужики ушли за продуктами. Славик еще собрался за мехами. Я остался с девчатами. Сидим в палатке. Драматическая актриса Надежда устроила концерт. Через час захотелось есть. Переработали. Не помню, кому пришла в голову прекрасная идея – мы вместе написали ПОМИНАЛЬНИК! Вспомнили с благодарностью всех туристов машгородка, кто снабдил нас снаряжением и одеждой.

Поминальник

Спасибо Фандусу Шакирову, Спасибо Рафкату Бадрутдинову, спасибо Володе  Фрибелю, спасибо Рае Яниной, спасибо Алле Сергеевой, спасибо Исакову Володе,       спасибо Исаковой Людмиле, спасибо Вере Ершовой, спасибо Светлане Антоновой, спасибо пионерам (забыл, за что?), спасибо Тане Слесаревой, спасибо Тане Шевкопляс, спасибо Володе Шлееву, спасибо Вале Городецкой, спасибо Лиде Макеевой, спасибо маме, спасибо Жене Белянинову, спасибо Яше Дынину, спасибо Наде Пашковой, спасибо Саше Васильеву, спасибо Саше Чулакову, спасибо Люде Липатовой.
Простите, кого не вспомнили! Аминь.
Показали Поминальник мужикам. После некоторого обсуждения, по инициативе Скорынина, в
Поминальник вошли следующие строки:

Продолжение Поминальника:

Провались все к чертовой матери! Рви палатку, ломай печь! Аминь Пашкову!

Через 4 часа ребята принесли наши продукты. Недалеко от нашего лагеря нашли стоянку  покинутого стойбища. Взяли ледорубы, и пошли откапывать оленьи рога. Зачем-то набрали оленьих рогов. Тащили тяжелые рога на себе несколько дней. Потом привезли в общежитие. И они еще очень долго мешали нам, занимая место в шкафу! До сих пор, где-то в Тургояке, валяются эти рога! После обеда пошел дождь. Вот тебе и Полярный Урал, вот тебе и пурга! Девчонки настряпали оладий, сварили мясо. В третий раз выпили за мой день рождения. Ведь я достал, доставленную из склада, бутылку шампанского и 1кг копченой мойвы! Вечером к нам подъехали уже знакомые нам оленеводы.

16 апреля. Десятый день.

Проснулся из-за того, что захотел выйти на улицу. Пашкова не видно в спальном мешке. Сполз на самое дно! Идет снег. Температура минус 6. Позавтракали. Леша пошел выяснять обстановку. А мы сидим и поем: «Солнца не будет, жди не жди!». Юра опять начал теоретические занятия по опыту журнала ТУРИСТ, предлагает в сложившейся ситуации использовать метод Арцисса и Бергмана! Повалил сырой снег. Вернулся Пашков. Предлагает выждать. Наша стенка «тяп-ляп» обвалилась! Просидели в палатке весь день. Сегодня погода нас не  выпустила в путь.

17 апреля.  Одиннадцатый день.

Дежурные встали в 3 часа утра.  Поэтому наша группа «силовиков» уже в 7 часов выходит на маршрут. Идем на перевал Щучий. Прощаемся с романтиками. Они нам вручают халву, а мы им … ничего! У силовиков на это не хватает ума. Погода еще хуже, чем вчера. Начинается пурга, а мы начинаем подъем на перевал. Уже практически ничего не видно. Хорошо, что Леша вчера сделал разведку. Остановились на перекус. Сняли лыжи, засунули их под клапаны рюкзаков. Леша с Сергеем идут в кошках. Леша пытается навесить перила, но они только мешают нам. Да и страховка, как говорит Юра – «тяп-ляп»! Яростный ветер настолько силен, что он сбивает с ног и, иногда, мы почти ползем. Чем выше, тем холоднее и ветер сильнее.  Снежная пыль застилает глаза, захватывает дыхание, проникает в карманы штормовок, под одежду, в рюкзаки. Связались все одной веревкой! Правильно – сорвется один человек, так погибать всем (система Арцисса). Наконец мы на перевале. Леша уходит проверить спуск, предварительно приказав нам строить тур. Смешно смотреть, как мужики, матерясь, таскают в кучу камни. Вот идет Валера с огромным камнем, а его все равно ветер качает и прижимает к земле. Тур построен! Пашков считает, что на этом перевале никого до нас не было. Поэтому, мы имеем право дать имя перевалу, и предлагает назвать – перевал ПУРГА.
Хотя были иные предложения, но эти названия писать не буду. Боюсь, что цензура не пропустит! Время 16-30. Температура минус 14. Сильный ветер со снегом. Где идем, куда идем, зачем идем одному Богу известно и еще, может быть, Пашкову. Валера с присущим ему юмором говорит, что осталось день простоять и ночь продержаться. Парусность очень большая из-за того, что под клапанами рюкзаков наши лыжи. Очень часто падаем из-за сильнейших порывов ветра. Спуск еще круче, чем подъем. Одно радует, что нет наста, под ногами пушистый снег. Володя упал на пятую точку и прокатился метров 50. Нам это понравилось, мы тоже сели на пятые точки и покатились вниз!

Повеселились! Конечно, такой способ передвижения нужно использовать очень осторожно. Мы на лед-нике. Время около 19 часов. Нам до романтиков еще столько же времени и нужно преодолеть еще один перевал. Леша вроде ведет нас на очередной перевал, но сам не очень уверен. Подъем не трудный. Да и ветер стал тише, но ничего невидно. К 21 часу поднялись на предполагаемый перевал. Но перевала, как такового нет, одни крутые обрывы. Пашков решает организовать ночевку наверху. Выбрали укромное место. И опять поставили нашу серебряночку. Сегодня дежурить моя очередь с Пашковым. Залезли с ним в палатку. Поставили на волокуши примуса. И какая-то дурь заставила нас заправить примуса прямо в палатке. При заправке примусов несколько капель бензина попали на волокушу. В палатке запахло бензином. Чтобы избавиться от этого запаха, решили поджечь эти три капли. Не успел зажечь спичку, как вспыхнуло огромное пламя. Загорелась моя варежка, которая, оказывается, тоже оказалась в бензине. Думаем, вот сейчас все погаснет, вот сейчас погаснет. Ан нет, уже начал гореть коврик. Стало жарко. Решаем выбросить волокушу из палатки. Это я сейчас долго описываю эту ситуацию. А на самом деле все это произошло за считанные секунды. . Леша бросил волокушу мне, я её вышвырнул из палатки. К нашему несчастью, в это время в палатку решил заглянуть Валера. Он приоткрыл вход палатки, а я как раз в это время выбрасывал волокушу. От страха, Валера вытянул вперед руки, и горящая волокуша вернулась обратно в палатку! Кругом шум, крики. Закончилось все благополучно, если не считать большой дыры на скате палатки. Кое-как приготовили ужин. Народ устал, ведь мы на ногах уже почти 21 час. Спать ложимся около 3-х часов утра. Началась тревожная ночь. Тесно, это не то слово! Задремал, проснулся от холода,
над головой в палатке дыра. В эту дыру видны звезды! Через некоторое время до нас дошло, что если видны звезды, значит прояснилось! Леша выскочил из палатки посмотреть, где мы находимся. Вернулся минут через двадцать. Оказывается, перевал почти рядом. Его место уже занято. Еле втиснулся. Опять успокоились, но спать почти невозможно. Замучила судорога ног. Пашковчику снятся кошмарики, он что-то бормочет и часто вздрагивает.

18 апреля. Двенадцатый день

Ночь продержались! Осталось простоять день. Утром – красотищщща! Ясная погода. Великолепная пано-рама гор. Наша палатка вся в снегу! Ребята вчера постарались, сделали капитальную высокую стенку из снежных кирпичей! Решаем не готовить завтрак. Перекусили всухомятку, но вышли все равно очень поздно. Спускаемся со страховкой. Вышли на озеро Щучье. Славик с группой здесь. Они вышли встречать нас. К палатке я пришел первым. Интересно смотреть, как идут к палатке ребята. Они разбились на пары. Идут двое касатиков, Леша с Славиком, Валера с Володей. Те, кто встречал, несут рюкзаки! Настоящие романтики! Попереживали они за нас. Я их понимаю. Вечером почти праздничный ужин. Сегодня больше никуда не идем! Рядом с нами разбили лагерь туристы из Перми.

19 апреля. Тринадцатый день.

Ночью поднялся сильнейший ветер. Палатка гудит. Часто просыпаюсь. Дежурные встали в 4 часа. Через некоторое время вспыхнул примус. Чтобы не загорелась палатка, накрыли примуса ковриком. Коврик немного подгорел. Пришлось выкинуть волокушу с примусами из палатки. Поднялся шум, народ «загалдел». Поступило предложение: в наряд с дежурными назначать пожарных.
Вышли в 9-00. Пермяки еще спят. На улице минус 6. Ветер, начинается поземка. Идем к леднику МГУ, к которому мы подошли в полдень. Ледник открытый. Это второй по величине ледник на Полярном Урале. Здесь мы остановились на обед. Ветер разорвал облака. Иногда открывается перевал, на который нам предстоит подъем. И вот начинаем подъем. Подъем не крутой, но очень длинный. Снимаю на кинокамеру. Опять ветер забивает плотным снегом все карманы, проникает во все дырочки. Постепенно мы поднимаемся все выше и выше облаков. Какая красота открывается перед нами! Торчат из облаков остроконечные пики, они сверкают на солнце Облака толстым слоем огибают внизу пологие горы. Народ бегает с фотоаппаратами, охают и ахают! А потом начинается великолепный спуск по ручью Спутник. Никто не упал ни разу. Остановились на ночлег у р.М.Уса. План не выполнили. Должны были дойти до озера Малая Хадата.

20 апреля. Четырнадцатый день.

Вышли из лагеря, как всегда, поздно. Сегодня у нас на пути очередной перевал. Погода- подарок Полярного Урала. Ветра нет, солнечно, тепло. Идем в «одной рубашке». Подъем на перевал Неожиданный очень монотонный. Пейзаж практически не меняется. Несколько часов перед глазами одни и те же горы. Подъем, лично меня, очень сильно утомил. Перевал появился действительно неожиданно, оправдывая свое название. В туре нашли записку спартаковцев из Москвы. Они прошли перевал 18 апреля. Спуск с перевала порадовал нас. Спуск двухступенчатый, очень крутой. С первой ступени я очень быстро скатился на лыжах, правда, пришлось постараться. Кое-как дождался ребят и опять укатил вниз. Очень красивые горы в лучах заходящего солнца. Горы не высокие, но остроконечные вершины выглядят очень впечатляюще. Спустились на озеро М.Хадата. Остановились на середине озера. Уже 19 часов. Температура около 0. Поставили палатку, и пошли на метеостанцию. Здесь мы выяснили, что на 106 км завтра уходит санный поезд (два трактора с волокушами). Пашков решил воспользоваться такой оказией и не «пилить» два дня по тундре на лыжах. Поэтому сегодня последняя ночевка в походных условиях! Последний вечер на Полярном Урале в палатке! Представится ли еще такая возможность в будущем?

21 апреля. Пятнадцатый день.

Утром вышли на метеостанцию. Романтики остались здесь, а группа У-ой к.сл. отправилась на радиаль-ный выход на перевал Иган. Идем практически налегке, поэтому, в буквальном смысле слова, взлетели на перевал как на крыльях. С перевала виден цирк, в котором находится самый большой на Полярном Урале ледник Иган. На перевале стоит метеостанция. Но здесь никого нет. Барак засыпан снегом по самые трубы. Спускаемся к реке Гэна-Хадата. Огибая горный массив, выходим на озеро М.Хадата и в 18 часов возвращаемся к метеостанции. К нашей великой радости ребята натопили баню. Подошли пермяки, они тоже решили ехать с нами до станции106 км. Выезжаем в 19 часов. Почему выезжаем на ночь глядя? Оказывается, трактористу лучше виден санный след ночью в лучах фар, и не так сильно утомляет глаза ослепительный снег. Немного расскажу подробнее о санном поезде. Эти два трактора привезли на метеостанцию уголь. Волокуша длиной примерно метров 6. На ней деревянный короб примерно 5х2,5м. Мы накрыли этот короб палаткой и все залезли внутрь. Тесно, но терпимо. Два очень больших неудобства ожидали нас впереди. Мы даже в кошмарном сне не могли это предвидеть. На дороге высокие заструги. Длинная волокуша медленно наезжает на эти заструги, верхняя часть поднимается на приличную высоту и потом резко падает вниз! От сотрясения мозгов, через некоторое время, лично меня, затошнило. И второе, скорость вроде небольшая, а в коробе поднялась угольная пыль. Все наши лица почернели. Нечем дышать! Надо было нам тщательно поскрести по сусекам короба и выскрести эту угольную пыль перед выездом. Кто бы подсказал! Перед выездом тракторист поставил условие: кто-то из нас должен был сесть к нему в кабину. Для того чтобы было с кем общаться и не уснуть за рулем. Насчет уснуть - понятно. А общение оказалось банальным. Всю дорогу с ним нужно было пить водку. И вся эта нагрузка выпала на Славика. Мне, кажется, Славик добросовестно выполнял эту функцию. На 106 км он буквально выпал из кабины
трактора! Не помню, в пути Славик предлагал нам или нет, хоть на время заменить его? Досталось ему, но зато выручил нас! Благодарность ему за это! Что-то мне припоминается, что он даже сидел за рычагами управления! Приехали на станцию в 4 часа утра. Опоздали на поезд на 30 минут! Наверно, Славик виноват! Эта мысль мне пришла сейчас.

22 апреля. Шестнадцатый, последний день похода.

Мы на станции 106 км. Эта станция находится на железнодорожной ветке Салехард-Воркута. Лежим на полу вокзала. Мальчишки сходили в местную баню, а все вместе в столовую. Наелись, а все равно едим, едим. Народ сходит с ума. Добром это не кончится. Не успеваем открывать банки соков, компотов. Маринованные огурцы, без хлеба, классно идут с мандариновым вареньем! Попробуйте. Ночью проснулся от чавканья, смотрю- Кирьякевич (без меня!) ест маринованные огурцы! А еще другом называется! К моему большому сожалению, записи в походном дневнике на этом обрываются. О дальнейших событиях в памяти остались одни обрывки, которые я никак не могу собрать воедино. Помню, Юра Скорынин сокрушался - как ему трудно будет в дальнейшей жизни. Он ведь делал в путешествии все как Кирьякевич. Славик на лыжи - он на лыжи, Славик из палатки - он из палатки! Помню, заболел в поезде Володя Журавлев. От обжорства. Были проблемы с билетами, пересаживались на станциях.На какой-то станции купили всего несколько билетов. Затащили в вагон все наши рюкзаки, забросили их на верхние полки, и безбилетники ушли в вагон-ресторан. Долго мы просидели в этом вагоне-ресторане. Не знаю, то ли от скупердяйства, то ли оттого, что не было денег, мы заказывали только чай, кофе и хлеб. Официантки с подозрением смотрели на невыгодных клиентов. Сейчас бы вернуться в этот вагон-ресторан. Вот закатил бы с Пашковчиком пир! Потом были машгородок, точка. Долго со Славиком отъедались в нашей кабээмовской столовой. Брал по две порции первого, по два вторых! Тетя Катя (повар в столовой) удивлялась нашему аппетиту и подкладывала самые вкусные куски мяса.

Прошло 30 лет. Быстро, незаметно. Долго лежала моя походная записная книжечка с неказистыми запися-ми, которые я записывал в свободную минуту путешествия. Когда карандашом, когда шариковой ручкой. В мороз и в снегопад, в палатке и у костра. И сейчас, в век компьютеризации, представилась возможность очень быстро все это набрать на компьютере, отсканировать черно-белые фотографии и выпустить эти воспоминания. А самое главное я выполняю свое обещание, данное когда-то из-за недостатка свободного времени, что фото с походов сделаю на пенсии. Казалось, это будет через вечность. А пенсия - уже вот она! Может, я допустил очень много неточностей, неправильно написал названия рек, озер, простите. Возможно, кое-что приукрасил, так это из-за того, что Камчатка превратила меня в рыбака. Написал все это от души. Посвящаю эти записи всем участникам незабываемого путешествия по Полярному Уралу и особенно Пашкову Леониду, нашему руководителю похода и организатору этого путешествия!

Камчатка, поселок Рыбачий, март-апрель 2007 года.
                                                                                                                                         Р.ИШКАЕВ

P.S.  Хочу принести извинения Сергею Узких. Три года назад я сделал слайд-фильм о путешествии по
Полярному Уралу. Сам не знаю, как так получилось, но почему-то в списке участников путешествия нет Сергея. Ни на одном моем слайде его нет. И поэтому его нет в титрах! Сергей, извини! А сейчас, чтобы переделать фильм, нужно затратить вновь колоссальные силы. Дело в том, что «АVI-шные» записи этого фильма потеряны навсегда. У меня сломался жесткий диск с 180 Гб видеофильмов. До сих пор не могу смириться с этими потерями. Кинофильм о путешествии по Полярному Уралу пропал после зимнего слета туристов Европа-Азия. Этот фильм занял тогда 5-ое место в конкурсе. Виноват сам, что сразу не забрал у наших руководителей кинопленку . Сейчас очень жалею об этой потере. Этот фильм остался у челябинцев, и уже, наверно, не найти!

на страницу Дневники

на страницу Спасибо Вам ...