Лыжное путешествие 3-ей к.сл. по Кольскому полуострову

Это мое первое руководство лыжным путешествием за пределами Южного Урала. Со всеми до этого много раз был в походах выходного дня, а вот в лыжном, категорийном путешествии с каждым впервые. Только с Лидой Макеевой был в категорийном походе по Южному Уралу. С Ириной Язовской и Надеждой Малиновской мы после этого путешествия побывали в Восточных Саянах и на Алтае, в четверке и в пятерке соответственно. С ними можно пойти и в “десятку”!

Участники путешествия: Рашит Ишкаев – руководитель, Александр Змеев – зав.снаряжением, Анатолий Колегов – фотограф, Надежда Малиновская - завхоз, Ирина Язовская – медик, Лидия Макеева.

30 марта -17 апреля 1979 года.

Маршрут путешествия: ст.Имандра – пер.Палгасвуйчорр – пер.З.Петрелиус – ущ.Рамзая – город
Кировск – пер.Ворткеуай – плато Кукисвумчорр – Умбозеро – пер.Чивруай – Сейдозеро – поселок Ревда.

Утро, 8-30. Поезд «Челябинск-Москва». В одиннадцатом вагоне, в одном из купе, раздаются веселые голоса. Это группа миасских туристов завтракает. А завтрак не слабый, обилие булочек, сладких и пресных, торт, колбаса и чай. Но это остатки пиршества. Накануне, вечером, список угощений был длиннее на целый пирог, да еще горячий. Но вот завтрак окончен. Дальше программа произвольная, а именно: песни, ремонт, чистка (кинокамеры), заряжание фотопленки и прочее. В это прочее входит активный отдых, т.е. сон. И вот пошел третий час, время московское, изъявляем желание пообедать, будим спящих и идем в вагон-ресторан, если так можно назвать заведение, находящееся через три вагона по ходу поезда. Дальнейшее описание вечера опускаю, так как был без сознания и ничего не помню, спал, и еще, думаю, что для истории это важно, я весь день изучал маршрут. Названия запомнил и не беда, что по карте прошел его в обратном направлении, т.е. перевалы и реки имеют другое названия.
В поезде подсунул одну игрушку (пуговицу на резинке, завернутую в бумагу) Ире. Эта игрушка имела огромный эффект. На нашу группу эта игрушка никакого эффекта не произвела, мало закрутил резинку, хотя самая смелая, Ирина, вздрогнула. А вот сосед по купе, чужой нам Ходаков Василий Иванович, отреаги-ровал как в замедленном кино. Сначала медленно отвел правую руку за голову, потом некоторое время держал её на лице. И немного отдышавшись, сказал: «Я эту дрянь боюсь!» Но это, как обычно говорят в таких случаях, надо самому видеть. Далее Рашит эту штуку подсунул лавочнику. Как и что, мы не видели, но он (лавочник) сознался, что пришлось привстать. В отместку он нам решил устроить викторину. Но девочки были на уровне, показали, на что способны уральцы, точнее, уралочки.
В.Змеев.

Наступил четвертый день путешествия на колесах. Вчера, к сожалению, побродить по Москве не удалось. Хорошо хоть успели к поезду на Мурманск. Пробежав несколько раз расстояние между Казанским и Ленинградским вокзалами, закупив в буфете так необходимые нам шоколад, колбасу и печенку, в первом часу выехали из Москвы. Подкрепились и очень быстро отключились на боковых полках вагона. Утро встретило нас туманом. Подъезжали к Ленинграду. Снова стремимся эффективно использовать 15 минут стоянки поезда, но магазины в это время были закрыты или колбасы копченой в них не было. Этот факт очень огорчил нашего завхозика Надечку. Снова за окном тянутся практически бесснежные просторы, теперь уж Ленинградской области. Волховская ГЭС, Петрозаводск. Засидевшись в вагоне, в Петрозаводске немного порезвились. Даже Шурик не вытерпев, выскочил на минутку, после которой ему пришлось вытряхивать снег из …. И ремонтировать очки.
За окном тянутся леса Карелии, болота, заливы Онежского озера. Мелькают станции с названиями на русском языке и на языке местных народов. Рашит очень долго и обстоятельно рассказал историю возникновения Соловецкого монастыря и показал на карте, где находятся Соловецкие острова и озера.
Перетряхиваем рюкзаки, вещи, продукты. Масса и объем моего рюкзака начинают расти по вполне
понятным причинам. Мне предстоит лишний груз доставить в Кировск поездом и там «загорать» трое суток, посещая магазины, кафе и кинотеатры.
Вечером сходили в вагон-ресторан. Шурик даже оставил витиеватую благодарственную запись в книге жалоб и предложений под впечатлением радушного приема. Но, несмотря на это, выпросить у официанта лимон не удалось, зато сделали запас полукопченой колбасы, к радости нашего завхоза. Ночь, все спят. Стучат колеса по рельсам. Утром Апатиты.
А.Колегов.

Первый день пути.

Проснулись рано. Ждем Апатиты. Здесь мы расстаемся с Колеговым. Доедаем подарки Рашита, он стал делать широкие жесты, и вываливаемся на станции Имандра. Ох, и люди живут здесь, даже воды не выпросишь. Но мы выревели, выстояли и нам плеснули 2 литра воды. Дали телеграмму и в путь. После нескольких попыток идти на лыжах, народ пересмотрел свои планы, и потопали пешком. Народ веселится, как может. Встретили группу из Молдавии, они заканчивали маршрут, затем группу из Риги и даму, которая покорила нас всех своей смелостью. Нашли целый городок стоянок, бросили рюкзаки и побежали на разведку, открылась панорама, которая вызвала бурю эмоций. Это Кольский! Красотища! Встретили пижонов из Тулы. Поставили палатку. Ужин. Сейчас обсуждаем маршрут, учим замысловатые слова, просто сидим и поем.
И.Язовская.

Третий день пути.

Сегодня у нас была холодная ночевка, потому что погода теплая и решили с вечера не топить печку.
Спать было очень тепло. Хочу заметить, что пока никто из нас не простудился (день описывает медик). Конечно, много значит хорошая погода. Только у всех покраснели лица, особенно носы, видимо обгорели. Вот и сегодняшний день начался солнечной погодой, все шли в очках. С вечера пошел небольшой снежок. Сегодня встали с утра на лыжи. Отдача небольшая есть, но и немного подлипает. Неожиданно быстро показалось ущелье Рамзая. У его подножия оставили рюкзаки, и пошли на радиальный выход на перевал З.Петрелиус. По дороге много фотографировали, в основном на слайды. Подъем не занял много времени. Очень хотелось встретиться на перевале с рижанами, но они, видимо, решили не подниматься. С перевала открывается изумительная картина горной страны с обрывистыми склонами. Подъем с противоположной стороны требует альпинистской подготовки.. Мы сняли записки московских школьников от 29 марта и эстонцев от 30 марта. На перевале есть металлическая пластина с надписью: "Друзьям, прошедшим здесь, наша память и продолжение пути". Вверху перевал крутой, один Рашит спускался с самого верха на лыжах, а мы только с серединки и то только, когда Рашит крикнул. Спуск понравился, мокрый снег помог нам не разгоняться. Прошли ущелье Рамзая. Оно узкое, метров 30 самое широкое место и метров 10 самое узкое. Сегодня рассчитываем попасть в город Кировск. Спуск к городу занял часа 3. На озере Малый Вудъявр встретили рыбака, он ловил гольцов и показал путь к городу. Слева слышались выстрелы, это были съемки кино. Доехали до Кировска на автобусе, но с Колеговым не встретились, т.к. главпочтамт, где он должен был оставить нам письмо, был уже закрыт. Выручили нас КСС-ники, предоставив после нашего звонка свой клуб, это и городской клуб туристов одновременно. Сегодня вечер тоже придется провести по туристски, потому что и в баню и в столовую опоздали. Успели только попить «Буратино» - маршрутную мечту. В клубе расположилась группа из Мурманска. Показали нам хорошие карты. Приятно было, что наш город был знаком им хорошим развитием туризма. Л.Макеева.

Четвертый день пути.

Сегодня дневка в Кировске. Нашли Колегова в гостинице ХИБИНЫ, на главпочтамте он письмо не оставил. Пока его искали, потеряли полдня, а программа у нас очень большая. Кировск – очень маленький
и какой-то неуютной планировки. А люди хорошие, как заметили мы с Надей. Особенно женщины, доб-
рожелательные, к туристам внимательные, не то, что на станции Имандра. Посмотрели трамплины.
Их в Кировске два действующих и один строится. К сожалению, на них сегодня была только тренировка школьников класса 2-3, но зато насмотрелись на соревнования скоростного слаломного спуска с горы, рядом с трамплином. Участники спускались в ярких костюмах с горы за 70-80 сек. Соревнования на уровне 1 разряда, были даже участники из Челябинска. Работают два подъемника. Слаломистами полон весь город. «ХИБИНЫ» полностью работают на них, заранее бронируют места. Колегов эти дни только временно ночевал в гостинице. Сегодня на нас напал «жор», питаемся в столовых. Побывали в минералогическом музее, который расположен в здании горного техникума. Очень богатая коллекция минералов, самая лучшая, как нам сказали, в Союзе. Поразила нас «лопарская кровь», амазонит, есть камни с Урала.
Сходили в баню. В клубе поселилась группа из Риги, наши «старые» знакомые. Их руководительница рассказала нам об их питании. Этот поход они шли на 800 граммов в день, причем пища очень кало-рийная, шпик, халва. Готовят два блюда вечером и на утро с вечера что-нибудь, кашу разогревают на сковороде. Оказывается, у них дежурные встают в 6-00, все остальные через полчаса. Обед готовили за час, выходили на маршрут через два часа после подъема. Руководительница считает, что это очень долго. Как замечательно она с нами разговаривала, очень приятный человек, обещала Рашиту прислать карты (обещание выполнила!). Рижане спят в индивидуальных спальниках, говорят, что общие у них не прижились. Сегодня вечером Надежда произвела «чистку» продуктов. Лишние продукты отправили на Родину. Рашит, видимо после беседы с рижанами, распорядился провести расчет продуктов на пять человек, а «шестого» прокормим и так! Забыла написать об Анатолии Александровиче Островском – начальнике Кировского КСС. Он мне рассказал, что в Кировске нет клуба песни, но недавно ему прислали песни калининградского автора Ершова и они размножают их на «Эре». Мы договорились, что он нам вышлет эти песни, а мы ему уральские камни.
Л. Макеева.

Пятый день пути.

До свидания, Кировск! Спасибо тебе за гостепреимство, солнечные дни и за те впечатления, которые мы увозим с собой. Мы едем на автобусе №1 до поселка Кукисвумчорр, а на главпочтамте остались подарки на Родину, несколько ящиков посылок с лишними продуктами, грязным бельем и т.д. Сегодня нас уже 6 человек, присоединился Колегов, которого мы очень долго отлавливали в Кировске (не могу вспомнить, для чего Колегов уезжал в Кировск и почему он не начинал маршрут с нами одновременно?).
Вышли на остановке «Горняк». С трудом нашли дорогу, ведущую к отвалам. Прошли даже через штольню. Кировск позади, а наша тропа все выше и выше поднимается на перевал Ворткеуай. Уже видны круглые столы отвалов и горнолыжники, спускающиеся со склонов Кукисвумчорра. Они кажутся такими маленькими. Наконец долгий подъем вывел нас на перевал. Ветер, небольшая поземка. Спуск очень крутой. И тут начались кувыркания. Итог спуска: поломана лыжная палка, разбит термос, на склонах перевала остались зубная щетка, различные мази и еще много чего из рюкзака Шурика. Надежду мучает вопрос, трудный ли сегодняшний перевал. Дело в том, что у нас есть подарок – вскрыть после трудного перевала. Встали на ночевку у границы леса, в долине реки Тулиок. Напротив перевал Лопарский. За ужином вскрыли пакет с надписью: «Вскрыть после Кировска». Там оказалось сало. Очень кстати. Ведь мы идем с продуктами из расчета на 5 человек по 800 грамм, а нас шестеро! Это эксперимент. Надеюсь, что после этого эксперимента я еще приложу руку к этому дневнику.
Р.Ишкаев.

Шестой день пути.

Пишу в избушке спасателей под Чивруаем, т.е. по памяти, а значит, опишу не все. А эта часть дневника написана у костра.. Итак, ближе к делу.. Утром меня разбудил командир пораньше, потому как я должен исполнять обязанности дежурного. Проклятье, это дым мешает писать. Через некоторое время вышла Надежда, моя напарница и надежда на лучшее отношение ко мне, как к дежурному. Ведь варит она, а лавры делим пополам. Завтрак можно опустить, потому как, думаю, не представляет интереса информация о том, кто, сколько чего съел. Начали подъем на перевал Кукисвумчорр. Ну и «кукиш» я вам скажу. Трудно поддается описанию, сначала крутой подъем, потом поляна, подъем – поляна, взлет и очередное плато. Подъем нудный, ветер сильный, небо чистое. На последнем подъеме Рашит нашел, а точнее сначала увидел и закричал. Подошли и увидели, это лежит вознаграждение. Я увидел в недалеком будущем личный шевроле, дачу в Подмосковье и ежегодный отпуск на Черное море. Но голос Рашита прервал мои иллюзии. Цифра контракта оказалась равной 3 рублям. В эту стоимость входит и пересылка прибора. Вот это удар со стороны науки! Дело в том, что мы нашли какой-то научный прибор, который запускали на воздушном шарике. И вот он упал на плато. На приборе была записочка, с просьбой выслать этот прибор в ФИАН за вознаграждение. Наверху, на плато, увидели Академическое озеро и перевалы, какие-то чорры. Кстати, об этих чоррах. У меня была одна единственная пленка (остальные потерял на спуске с Ворткуая) и я должен был снять панорамный вид с Кукисвумчорра. Снял, но, забегая вперед скажу, что утром я эту пленку
засветил, забыв, что она порвалась. Что делать, планида повернулась задом, не то случайно, не то назло. Кстати о спуске. Хотел предложить спуск по руслу речки, но … все еще стоит перед глазами тот карниз-трамплин, который мне уже после спуска показал Рашит. Вышли к стоянке уже к 16 часам. Хотели встать, но Ирина запротивилась, и мы стали спускаться по реке Тулиок. Остановились на ночевку. Хороший лес, лапник.
А.Змеев.

Седьмой день пути.

Наступило очередное утро нашего похода. Ночевка была организована в нескольких километрах от озера Умбявр. Дежурные встали в 7 часов, а остальным была предоставлена возможность понежиться еще часик в спальниках, дожидаясь, когда температура в палатке станет градусов на 20 больше, чем на улице.
Завтрак был уничтожен молниеносно. Оперативно собрали рюкзаки и в путь. Светит солнце. Без темных очков трудно смотреть на заснеженные склоны гор. Идем по готовой лыжне, в основном по льду реки. Был использован на деле рюкзак самокатящийся. Если его положить вертикально, то он подлежит переноске, как обычный рюкзак. Если положить плашмя, то он начинает обладать способностью катиться по ровной поверхности. За два часа приготовили чай, съели перекусы, повергнув в изумление нашего завхоза Надю, рассчитывавшую, как видно, что этих перекусов участникам хватит на целый день.
Вот и озеро Умбявр, которое мы вчера видели с перевала. Застегнули штормовки на все пуговицы и вперед, по озеру к устью реки Киткуай. Шурик впервые попробовал свою волокушу на деле, протащив её с полкилометра по льду. На ночлег расположились на оборудованной площадке, не доходя пару км до устья. Началось обычное, заготовка дров, установка палатки и т.д. Ночь, шумит речка, тускло светит луна из пелены туч. В палатке тихо, лишь трещат дрова в печке.
А.Колегов.

Восьмой день пути.

Встали пораньше. Сегодня идем на перевал Чивруай.. На завтрак манная каша. Все стали подсчитывать, кому, на сколько хватит каши. Все решили, что по прямой линии хватит, а потом уже пойдем на воле. Не успели встать на лыжи, как полезли, за перекусными мешочками, кроме Шурика. Зашли чуть-чуть не туда. Перелезли через перевал, который обозвали перевал Шуриков. Спускаться не стали, а пошли по склону к перевалу Чивруай. Видимость плохая, сильно метет. Увидели избушку, занесенную снегом. Откапывали все вместе наперегонки, вырывая ледоруб из рук. Ребята ушли за дровами, а мы остались обживать избушку. Когда начали топить печь и готовит ужин, с крыши полились ручьи талого снега. Получилось что-то вроде бани. Но надо радоваться и этому. Устроились и легли спать. Поздравили Рашитку с днем рождения и измученные легли спать.
И.Язовская.

Девятый день пути.

Это был очень хороший день. Быстро встали, съели приготовленный с вечера суп, поздравили еще раз
Рашита с днем рождения и вышли покорять Чивруай. С утра видимость была не очень, но при первых же метрах в направлении перевала небо очистилось, стало голубое-голубое и солнце заблестело в каждой снежинке. Толик шел первым. Между вершинами Маненпахг и Страшенпахг, по большой дуге мы поднялись на перевал. На горизонте замаячили редко плывущие облака. Немного осмотревшись, пошли к седловине. По пути нашли тур с запиской и гематогеном ивановских туристов. По достоинству оценив их поступок, оставившими последнюю плитку гематогена, мы подкрепились, оставили взамен конфеты и ви-
таминки. Впереди кто-то из наших уже кричал, что нашли памятник куйбышевцам, погибших на склонах Чивруая в 1973 году. Даже днем, в хорошую погоду, стало не по себе от сознания, что здесь погибли люди. Почтив память погибших молчанием, двинулись дальше. Сначала спускались потихонечку, кто лесенкой, кто слаломом, а потом понеслись, испытав все прелести чивруайского спуска.
Спускались почти до озера Ловозеро. Перешли озеро и остановились на ночевку. На вечер предполагался праздничный ужин в честь Рашита, с праздничным столом, поздравлениями, песнями и еще с кое-чем. Хотели посидеть подольше у костра, но усталость дала знать о себе. Это была наша последняя ночевка в нашем незабываемом путешествии по просторам Хибинских гор.
Н.Малиновская.

Десятый, последний день пути.

Осталось перейти перевал Эльмарайк и выйти в Ильму. Погода, как и почти во все дни похода, была
солнечной. За завтраком пшенная каша, чай с вареньем со дня рождения, бутерброды из хлебца с маслом.
Шли весь день по лыжне. Очень глубокой, чувствуется, по этой лыжне прошла не одна группа. Перевал
открылся еще вчера, а сегодня мы только приближались, но девчонки думали, что это обманный перевал, а настоящий где-нибудь за горкой. И Шурик нас чуть было не увел нас туда, но Рашит вовремя остановил нас на перекус. Сегодня почти все идут на «воле» с утра, несмотря на сытный, вкусный завтрак. Быстро, без приключений поднялись на перевал. При наборе высоты, сзади открывалась панорама узкой долины с озером вдали. Фотографы, конечно же, не остались равнодушными, особенно Надежда и Рашит. Вот и перевал, довольно широкое плато. Тура не нашли, съели традиционный шоколад, витаминки и начали спуск. Осталось около 5 км. Спустились очень быстро, несмотря на подлип. Ильма встретила нас прекра-ным расписанием автобуса и столовой. За минут 10 доехали до Ревды. Как говорится, на ловца и зверь бежит, на улице встретили кассира, она нам «сделала» билеты до станции Оленья. Оказывается, здесь группы бывают каждый день, а то и по несколько групп. Все отмечаются в специальном журнале.
Итак, маршрут окончен, посланы три телеграммы, Пашкову, Шакирову, Островскому. Но дома будем еще не скоро. Наш путь лежит в Мурманск, а потом опять поезд. До свидания Хибины!
Л.Макеева.

Подыграем им

Ирина Язовская

Дорогие наши, здравствуйте!

Не успели Вы уехать, а мы по Вам уже соскучились. Спешим «обрадовать» Вас, что МКК обнаружило в ваших заявочных материалах некоторые погрешности по вине Р.Ишкаева. Его дисквалифицировали на один месяц, как руководителя, но, учитывая его былые заслуги, разрешили выполнять функции зам.руководителя до прибытия руководителя, который будет Вас ждать в ущелье Рамзая или, в крайнем случае, в г.Кировске.
На работе у Вас и у нас все в порядке. Правда Тамбулов решил отозвать Л.Макееву из отпуска, но всего на две недели, т.е. отпуск у Лиды начинается с 16 апреля. Телеграмму об этом за подписью В.П. отправили в Имандру. Так что ждем тебя Лидочка, готовимся встретить. Сильно не расстраивайся, все еще впереди. У всех остальных все хорошо, правда у Шурика Змеева ученички напились и избили Носкова, т.к. Шура, вроде бы, пожаловался им, что Носков сильно его обижал и его нужно проучить. Носков в тяжелом состоянии в больнице.Дело дошло до милиции. Следователь решил, что без Шурика здесь не обошлось и выписал ордер на его арест. Правда прокурор пока в отгулах и будет только через 5 дней. Дорогой Шурик, дыши глубже, а волноваться будешь на плато Кукисвумчорр. Толик, выполняя твою большую просьбу, советуем как надуть всех и не ехать в Кировск. Сойдешь за одну остановку до Имандры и иди прямо на восток по речке. Как окажешься междк 3-х перевалов, поворачивай направо и попадешь в г.Кировск. А через сутки по твоим следам они придут. Наде и Ире сообщаем, ваших всех разогнали, а т/с "Ветер" переименовали в "Ветрище", а ваших в "Ветерочек". Но есть и хорошие новости: подшефные Шурика покорили Эверест, Рашиту дали двухкомнатную квартиру. Начиная со следующего похода ДСО будет оплачивать все походы. Будете в Мурманске, ничего не покупайте, в Машгородке, в магазинах все есть. Из Спортивного Совета Министров СССР пришла телеграмма о включении Ирины Язовской и Надежды Малиновской в сборную страны по горным лыжам. На КБМ всем туристам за спортивные достижения повысили оклады. А Пашков завязал с туризмом. Лида! Визбор приехал!
P.S. Cкорынин собирается в поход!

Ветер (преимущественно меридиального направления). 1 апреля 1979г.

на страницу Дневники

на страницу Спасибо Вам ...