Лыжное путешествие 3-ей к.сл. по Кольскому полуострову

Маршрут путешествия:

ст.Имандра - пер. Чоргорр - пер.З.Петрелиус - ущ.Рамзая - город Кировск - пер. Кукисвумчорр - Умбозеро - пер.Чивруай - Сейдозеро - Ловозеро - пос.Ловозеро.

Участники путешествия: Пашков Леша - начальник, Самойлов Валера - замполит, Ишкаев Рашит - фоторепортер,  Гусманов Юра - ремонтер, Ожегова Галя, Кирьякевич Слава, Пашкова Надя,  Сергеева Алла, Удова Люба, Сидоров Паша - завхоз, Янина Рая, Осокина Надя - сестра милосердия.

Дороги приводят, дороги уводят,
Они над судьбою моей верховодят
Лишает меня и покой и сна
Дорог новизна, дорог крутизна.

16 января

Сегодня впервые собрались в д/к ПРОМЕТЕЙ. Нас 10 человек с КБМ и 4 человека с ЭМИ. Собрались обсудить наш маршрут по Кольскому полуострову. Сели кружком в фойе. Леша Пашков, наш руководитель, рассказал нам как и с чего начнем. Путешествие рассчитано на две недели и наметили его на конец марта. А это значит, все будут радоваться весне, лыжи подвесят к потолку, а мы в это время, думаю, будем утопать в снегах. Как-то не верится ещё. Завхозом выбрали Пашу Сидорова. Вернее он сам изъявил желание. Мы же оценили, "взвесили", поглядели на него и утвердили! Завхоз - это, по-моему, главнее руководителя и ошибиться в выборе - ой-ой-ой! Паша, с его ростом и комплекцией, вполне подходил. Валера Самойлов – зам.руководителя. Наш руководящий аппарат – это два очень хороших человека, с которыми откроешь многое для себя, увидишь все до мелочи. Сестра милосердия в группе - Надя Осокина. В следующий четверг, т.е. 23 января назначили тренировку.
Л.Удова

23 января

Решили собраться у общежития №23 и идти на «освещенку». Собралось нас 5 человек, желающих тренироваться. Впервые была на «освещенке». Как она мне понравилась. Освещенная просека, а по обе стороны, вплотную, подступиает темнота. В конце просеки поляна. Вот там мы отрабатывали плуги, повороты. Что-то у меня плохо, так сказать, плужило. Не плуг, а борона! Темно вокруг, летишь – ничего не видишь, только подскочишь раз, другой и на бок! А ребята такие штучки выделывают, заглядишься! И еще была оченьбольшая луна, яркие звезды. Как-то немножко было сказочно.

30 января

И вот, мы снова встретились через две недели на тренировке. На этот раз нас было уже 8 человек.На нашей «лунной» горке было темно. Поэтому тренировались в условиях полярной ночи. Хуже, конечно, чем со светилом. Поговорили опять о походе. Нужно начинать готовиться к походу, надо все шить. Валеру Самойлова забрали в армию, на два месяца. Что теперь будет, не знаю. Одно знаю, что взяли не во время. Он больше нужен нам, а не армии!

20 марта

Здравствуй, наш дорогой дневник!
Забросили мы тебя надолго, почти два месяца мы с тобой не встречались. Сама не писала, отдавала Ожеговой, но она не брала тебя и тоже не писала. Но вот пришло время  и нужно кое-что  записать.
И так, начнем. У нас произошло много изменений. Не идет с нами Фрибель Володя, сейчас он катается где-то на лыжах в горах Кавказа. А так жаль, хотелось попеть песен с ним и послушать его. Половников Юра тоже не идет. Вместо Половникова идет тоже Юра, но Гусманов. Он же будет завснаром. Итак, нас идет 13 человек. И еще, на Кольском, закрыто много перевалов.

19 марта наш руководитель ездил в Челябинск на МКК, на «защиту» маршрутной нитки. Сегодня узнаем что-нибудь новенькое о своем походе. А пока шъем, готовимся, заготавливаем дефицитные продукты. Решили идти с сухим мясом. Ох, и умаялись мы с ним, мы – это я и Люба. Высушили с грехом пополам. Ой, умора! А как мы колбасу продавали. С ума сойти! Наш Паша перестраховался. Заказал молоко и колбасу в два места. Купили и там и тут. Мы с Любой взяли на себя ответственность реализовать излишки, 10 кг! Встали за буфетную стойку и режем, взвешиваем, раскладываем! Унесла на работу 3 кг, 1 кг взяла домой, 2 кг съела 34 комната и, 3 кг унес Славка. Славка, говорят, попал в больницу из-за этой колбасы? О, я вспомнила важный момент. Выезжаем 4 апреля. Вначале собирались в конце марта, но нашего Валерку демобилизуют только в первых числах апреля. А группа Исакова уже идет, бредет по Коль-скому. Они выехали 14 марта. Обещали вернуться к нашему приезду, сделали торт для них.
Галя Ожегова.

Тренировочный поход.
На воскресные дни, 1-2 марта, мы ходили в тренировочный поход на г.Круглицу. Увидели такую красотищу! Откликной в лучах заката. Какая прелесть! Я еще больше влюбилась в него. На Круглице мы решили учиться строить иглу - снежную хижину. С трудом отыскали плотный снег. Очень обрадовались, как будто нашли золото. А какой был сильный ветер. Строили две хижины. Все были заняты делом. Одни выпиливали снежные кирпичи, другие их носили, третьи строили. Главными архитекторами и строителями были Пашков, Ишкаев, Сидоров. У Паши, потом не стало получаться, он расстроился, прыгнул и одну стенку совсем развалил. У Леши получилось здорово. Как на картинке. Славик осваивал примуса. Чуть не заморозил коленные чашечки. Ужин получился с запахом бензина, но ничего. Очень красиво было в хижине со свечкой. Так необычно, как в сказке. Главная цель похода выполнена. Домой пришли уставшие до чертиков, но такие довольные.
Г.Ожегова.

Со второй попытки удалось попасть, наконец, в гости к Галке с Любой. Опять сидела та же вахтерша, что и в первый раз. Но сегодня она была добрее и я даже посмотрел рыбешек в местном аквариуме. Пришел за машинкой, а вместе с ней заполучил эту тетрадь. Велено писать, что в голову взбредет.Пашков не пришел, хотел подробнее узнать от него о нашем маршруте. А то я нынче без понятия, куда идем, зачем. Хорошо хоть знаю с кем иду. Помниться, на собрании Пашков говорил о маршруте, все названия какие-то «матершинные», ни одного не запомнил. Ладно, я Пашкова знаю, в одной комнате жили, поэтому на него можно положиться. Пусть ведет. Осталось две недели до чего-то, а я еще не готов. Штанов нет, какую-то маечку нужно шить, с какой-то прокладкой, чтоб грело одно место. Редиска говорит, что Славику надо обязательно сшить такую маечку. А мне, кажется, на Славика надо сшить бахилу. Во, будет здорово!
Р.Ишкаев.

Сегодня в магазине выбирал тряпочку на штанишки. Как учил Пашков, я продувал эти тряпочки. Столько пыли выдул, даже захлебывался! Так и не выбрал! Все.

Продолжаю о штанишках. Они шьются. Писать (ударение на втором слоге) некогда. На этом закругляюсь!
 Ра.

4 апреля
Рюкзаки собрали еще вечером, но осталось чувство, что что-то забыто. Постепенно комната вечером заполняется друзьями, пришедшими проводить нас в путь. Суматоха последних сборов, напутствия, шутки. Тост в честь именинницы Раи. Набитые рюкзаки ждут нас в коридоре. До свидания, общага! На вокзале туристы «Меридиана» нам вручают подарок – торт.
 Слава Кирьякевич.

Ремки!
В ваши ряды проникли 3-ое «Меридианцев» с секретным заданием, выведать то, что вы знаете и, чего не знают они. И дать вам то, что знают они и, чего не знаете вы. Держите ухо востро и хвост пистолетом! Но, в то же время, вы должны помнить, что «Ветер» и «Меридиан» зародились на одной земле, именуемой Машградом. «Меридиан» и «Ветер» - близнецы братья!

Вот и в торт мы подсыпали чувство,                                Чтоб дружба Вас сделала
От которого станет теплей                                               В тысячу раз отважней и сильней!

Улыбайтесь чаще, на завтрак, на обед и на ужин. Помните, 24 часа смеха заменят ведро сухого
молока или одну корову. И так, впереди Вас ждут горы, тундра. Пожелаем самого нужного найти, пожелаем самого доброго пути, пожелаем песен с утра и до темна. Возвращайтесь!
От имени и по поручению.
Председатель городского клуба домашних туристов – Л.Селезнева.

Чем знаменателен сегодняшний день? Тем, что меня поставили предпоследним в списке по дисциплинированности. И только потому, что не решили, кого же поставить на последнее. А за что? Никак не пойму. Не давал спать проводнице, так она ведь легла в 8 утра и так не проснулась, даже когда мы пили чай. Не давал спать Любе, так ей это на пользу пошло, она хорошо поела и попила вечером. Говорят, рот не закрывался, так это от слабости, просто нижняя челюсть отпадала. Так что я считаю, что моя совесть чиста и все это только наговоры, и я ни в чем не виноват! Время шло не зря. Все были заняты делом. Все что-то делают. Бедная проводница. Ей приходилось преодолевать завалы из рюкзаков, лыж, палок и другого нашего барахла. А еще мы много пели, так много, что Люба злилась, как пантера. А мы ей сочинили песню и обозвали скверным словом – ДИАПОЗИТИВ! Привожу слова злополучной песни:
                          Али я не весел,                                             Аль тебе не нравится
                         Али не красив?                                             Наш диапозитив?

Обсуждали Галю. Мы, с Рашитом, хотели из неё сделать кинозвезду. Но я отказался, она неузнаваемо изменилась и для фильма не подходит. Пусть ее снимает Рашит, их фильм не займет призового места на областном конкурсе фильмов. А еще Алла обещала связать радиоприемник. Кормили нас сегодня без претензий, и мы ели все, что нам давали. Особенно вкусно покушали в ресторане. И вообще, надо ометить, что везде, где мы появляемся, нам улыбаются люди. Улыбается проводница, улыбалась официантка, даже пытались улыбнуться двое пьяных парней, клянчая нашу гитару. Долго ждали, когда появится наша Великая Волга. Гале она понравилась больше, чем река Миасс. И последнее. Наше начальство заботится о нашем досуге, не дает скучать и уже обещает на будущее нескончаемую работу. Сегодня пока обошлось тем, что все, что было в рюкзаках, вытащили, а потом сложили все снова. Скоро будем спать, а это значит, что завтра Москва.
 В.Самойлов.

Мы все едем, едем…. Каждый час похож на другой. Все-таки поезд хорошо, а самолетом лучше.
Вчера, набродившись до чертиков по Москве, мы сели на поезд Москва-Мурманск, который довезет нас да начала нашего маршрута. Хорошо, что снаряжение, в основном, мы привели в порядок еще в том поезде, а здесь только разложили ремонтную мастерскую. Появилась злая фея и вылила на нас поток грязи (мы тоже в долгу не остались). Она даже пригрозила сообщить на работу, что некоторые расхаживают с топором по вагону. Пришлось лавочку прикрыть.
Делать было нечего, все стали искать выход накопленной в ресторане энергии. Тут такое началось! Валера с Рашитом своим задорным смехом и шутками тешили весь честной народ, если перевести все это на сметану, то немало мы её за этот день получили. А если к этому добавить доброту нашего завхоза, то получится самый обжорный день в истории этого похода, а может быть и многих других! Мыслимое ли дело, посетить два раза ресторан, да так, что гуляш не доесть, а на десерт получить апельсины. В походе об этом даже не мечтают. Завхоз ни в чем не отказывает. Это должно быть не к добру! В общем, это был день смеха и обильной еды. Наверно, в походе часто будем вспоминать этот день. Мыслей порядочных в голову не приходило, написала, что могла. О Москве у каждого свои впечатления. Заканчиваю, завтра в поход. Утро вечера мудренее.
Алла Сергеева.

Ура! С сегодняшнего дня мы будем ехать не на поездах, а на лыжах! Утром приехали в Имандру. Вылезли, снег летит и вокруг зима. Даже не верится, что совсем недавно нам было жарко. Решили сварить кашу, сходить на почту, купить бензин, а потом двинуться в путь. Весь бабий батальон под руководством Рашита остался заниматься походной кухней. Лопарь Ишкаев предложил устроить бабий бунт, перерубить лыжи и уехать. Но мы не из тех. Не согласились. Пока начальство ходило на почту, мы дурили. А потом пошли. Это было для меня все, прошли метров 200, и мне захотелось бросить рюкзак и как пели в поезде: “А мы его по морде чайником, чтоб легче было нам тащить!”

Горы вокруг совсем не похожи на наши. Они безлесные, голые. Они сплошь снежные и кажется, будто они воздушные, из облаков. И лес не такой. Березы маленькие, сосенки и елки тоже. И иголки у них с коготок. Я сразу представила наш лес, кудрявые березы, сосны великаны. И даже, услышала, как они шумят. Шли вдоль незамерзшей речки Индичиок,  а потом пошли вдоль речки Часночиок. Идти плохо, лыжи не скользят. Шли часа 4, а я уже умоталась. Не знаю, как другие. И когда начальство, наконец, остановило нас на ночлег, хотелось прыгать, плясать. Откуда только что берется сразу. Одни ушли кататься на лыжах, а другие разведывать перевал Южный Чоргорр. Его нам завтра предстоит преодолеть. Не умереть бы на перевале. Ну, все. Уже все улеглись спать. Завтра вставать  в 5 часов.
Л.Удова.

Наш дневник позабыт, позаброшен. Летописцу нашему нужно объявить выговор. Последняя запись кончается словами, что нам вставать в 5 часов. И действительно, мы встали в районе 5 часов. Это единственный день, когда мы встали так рано. Теперь спим как сурки, до 8 часов. Погода была отличная. На первом привале устроили катание на лыжах. Куча фотокорреспондентов. Слышалось только клацание затворов, да дикие восторги. Ну, а потом начался спуск. Запомнился спуск с перевала Ю.Чоргорр. Валера укатил первым вниз, и увидели мы его только там. Я старался во всю. Делал шедевральные снимки. Вот только артисты артачились. Особенно Люба. Только наведу камеру, как она остановится и ждет, когда я ее уберу. Ехал за Галкой и наблюдал, как она ставит печать на склонах перевала. Падали все. Иногда можно было увидеть, как человек 5-6 одновременно «борятся» за жизнь, т.е. стараются подняться. Спустившись вниз, пообедали. Славка опять собирал у всех корки (лимонные). Ест, гад, все подряд!
Лопарь Ишкаев.

Мы у г.Петрелиус. Здесь начали строить хижины. Я с Валерой и Леша с Пашей. Валера строил
первый раз, но держался молодцом. И закончили почти одновременно. Строили долго. Я где-то читал, что эскимос иглу на семью из 4 человек, один, строит за 40 минут. Хижины получились меньше, чем нужно было. Но поместились все. Под вечер подул ветер, начал падать снег. Опять ничего не видно. Видели небольшие лавины с горы, а вечером был сильный грохот. Поели кое-как в этих хижинах и легли спать. Завтра подъем на западный склон Петрелиуса.
Ра.

Тов. Самойлов убедил меня в необходимости ведения дневника и я пишу. День всегда начинают первыми дежурные. В трудных условиях, с помощью примусов, приготовили завтрак, скользкую, тягучую кашу –“лошадиную” и жидкое какао. Фоторепортер тов. Ишкаев тоже начал работу вместе с дежурными. Он увековечил жизнь внутри хижины и за её пределами. Может быть, эти снимки и киноленты войдут в историю советского туризма. После того, как все 12 туристов были собраны, мы отправились в путь. Предстоит покорить перевал З.Петрелиус, самый трудный в нашем походе. Но идти вперед не могли, лыжи проскаль-зывают. Спас нас ремонтер Юра. Он выдал нам мазь для подлипа. Склоны перевала очень крутые. Поднимались медленно и осторожно, чтобы не сорваться вниз. На перевал забрались за два часа, съели шоколад и начали спуск. Около ущелья Рамзая нас догнала группа ленинградцев. Они заканчивали поход. В 9 вечера пришли в Кировск. Нам повезло с жильем, нас поселили в общежитие. Мы помылись, просушились и пили чай. Закончился третий день похода.
Сестра Н.Осокина.

Я выхожу навстречу ветру,
                                                                                      Беру рюкзак, а в рюкзаке
                                                                                      Дороги в сотни километров
                                                                                      И отдых – в самом уголке.

Сестра, как ранняя пташка, поднялась ни свет ни заря. Разбудила всех и сообщила новость, освободить комнату. Минут через 15 все мешки, все барахло было перенесено из подвального помещения в комнату 75, на третьем этаже. Потом все ворчали на Надежду за ранний подъем. Знакомство с городом начали со столовой, которая располагалась совсем рядышком. Нам определенно нравилось это заведение, особенно брусника, которую мы брали каждый раз, как только приходили кушать. Потом зашли в городской клуб, где оставили Пашкова. Он остался перерисовывать карту. Договорились встретиться в 12 часов и попробовать попасть на рудник. Мы отправились по магазинам. Что характерно, по магазинам, в основном, ходили ребята, а мы, в ожидании более интересного таскались за ними (наверно, Редиска это придумала, неужели это такое могло быть? Я что-то, спустя 33 года, это не могу вспомнить! Такого не было! Ра.). Пашков к 12 часам не явился. «Плакал» наш рудник горючими слезами. После долгих споров решили восполнить упущенное время, и  посмотреть соревнования по прыжкам с трамплина. Было очень интересно. А потом пошли смотреть камушки в музее.  Глаза разбегались от их разнообразия и красоты. Валера выцыганил лопарской крови и несколько камешков апатита.
День в Кировске закончили банкетом в честь рождения лопаря Ишкаева, где были всякие деликатесы.  А лопаря словно подменили. Видимо, думал о прожитых 25 годах!
Р.Янина.

Из послания Рашиту от коллег по работе:

Топчут Хибины, выгнувши спины,
Рашит с бородатой своей половиной …
В горы за снегом  лезут с раденьем
Только приспичил в пути день рождения!
Думаем, вспыхнули тут аппетиты
И какого-нибудь АПАТИТА
Вы на привал, разумеется встали,
Все, что для праздника нужно, достали:
Все для жевания и запивания
И среди прочего - наше послание.
Мы Вам желаем: пусть, как в поговорке,

Не укатают крутые Вас горки!
Пусть сломано лыж у Вас будет немного!
Пусть снежною скатертью будет дорога!
А если нет снега, Вы к Богу поближе,
Просите, чтоб бросил хоть горсть Вам под лыжи
Пусть будет не слишком холодная ночка!
И нос без царапин и пятая точка!
Когда же пройдете маршрут до предела,
Мы ждем Вас обратно в лоно отдела!
Чтоб быстро и весело кончилась трасса
На Южном Урале в долине Миасса!

Встали в 7 часов. Хотя и были наполовину собраны, в столовую попали только в 8 часов. Около 9 часов сели в автобус, идущий до Кировского рудника. Погода прекрасная. Солнце слепило глаза. Примерно час решался вопрос, идти ли на рудник. Решили лучше лезть наверх. Полезли. Сначала пешком по дороге из рудника до отвалов. После отвала встали на лыжи. Солнце палит, подъем выжимает всю воду, на лыжи липнет снег.
Идем, идем, а внизу так же ревут машины и в сиреневой дымке виден Кировск. А слаломисты поднимаются на плато на подъемнике. У самого перевала Леша чуть не «сыграл» вниз, с карниза. Удивительный белизны снег, все сглаживает. Сделав несколько витков по перевалу, залезли. Съели традиционную шоколадку, поболтали. Погода  постепенно портится. Со стороны Кировска весь горизонт заволокло сизыми тучами. Все-таки решили лезть наверх, на плато Кукисвумчоррр. Крутовато, но залезли резво. Успели увидеть долину р.Тулиок и Умбозеро. Затем все скрылось в белесой мгле. Небо и снег не имеют различия. Ощущение такое, что паришь в воздухе, особенно когда уклон мал. Идем без видимости, по компасу. Дошли до обрыва, и пошли вдоль, слегка спускаясь. Ветер усиливается. Минут через 10 дошли до ущелья, разрезающее плато. Очень круто, спуститься невозможно. Пошел снег, температура около 9 градусов мороза. Руководители решили спускаться вниз без лыж. Пашков с Самойловым, страхуя друг друга, впереди, остальные за ними. Спускались долго, упорно, без комфорта. Не верилось, что несколько часов назад загорали. Понемногу спуск стал положе, снег слегка утихомирился, ветер тоже. Видимость улучшилась. Поставили палатку, сварили ужин. А вообще, говоря, неплохо.
П.Сидоров.

Ну вот, дневник по дням вести уже некогда. Сегодня у нас последняя ночевка. А в таком ведение дневника его я сама виновата. Надо было каждому распределить день, как мне подсказывали раньше. Ну что ж, впредь наука. Опишу, хотя бы вкратце, остаток маршрута.
После этого спуска был день перехода по равнине. Вечером не подсушились, и поэтому в этот день был мокрые, как курицы. Очень интересную картину можно было наблюдать на перекусах. Все достают свои мешочки, роются среди печеньев, конфет, колбасы, сыра, сухарей и т.д. А Славик съест все до перекуса, а потом ему приходится лезть в мешочек прямо с бородой. А вообще его зовут у нас Ферсманом. Только и слышишь Ферсман да Ферсман. А он не обижается. Славка, вообще-то, чем-то смахивает на ученого. Рашит без него жить не может. Утром мы встаем с надеждой на скорый ночлег. Это самое приятное у нас в походе. Готовимся к нему весь день, а спим 7 часов.  Дня нам не хватило, чтобы дойти до Умбозера. Остановились на ночевку у речки, устроили сушилку и давай жечь носки (не по нашей воле). На следующий день были у озера. Нам сторож выделил сарай с нарами в два этажа. Натопили так, что хоть парься. Обнаружили в мешке сухари  и уплетали за обе щеки. А еще в тот вечер нам грезилось северное сияние. Все глаза проглядели. Облака, если на них долго смотреть, поистине начинают прыгать.
На следующий день вышли на Ловозерские тундры. Горы невысокие, сплошь и рядом холмы, холмы. Ночевали под перевалом Чивруай. Завхоз начал выдавать нам столько сушек, печенье, что сосчитать трудно. Привыкли считать до 5, а тут дают по 10! Перевал Чивруай оказался самым хорошим. Правда, подъем был таким длинным, что мы подумали, перевалу нет конца. А спуск был чудесным. Хотелось повторить спуск хоть десять раз. Перекрещивались, съезжались, разъезжались, падали. И еще, с него открывается красивый вид на озера. На этом перевале погибли куйбышевцы.  Я не могла поверить в это, потому что перевал кажется таким безобидным. Видели избушку спасателей.Спустились и ночевали вблизи озера. На следующий день прошли Сейдозеро и вышли на Ловозеро. Встретили коренного жителя – лопарку. Погово-
рили с ней. Целый день шли по озеру. Оно такое огромное. Здесь у нас была последняя ночевка. Устроили танцы. Площадка была неважной, но это не помеха. Под песню «Как-то по проспекту с Манькой я гулял» мы издавали непонятные звуки и прыгали, как сумасшедшие. Сами черные и только зубы сверкают. Дрожала земля Северная от наших воплей. Как сказал Валера, чеканулись.

18 апреля
Сегодня мы вышли в поселок Ловозеро. Здесь все еще зима. Поселок небольшой, есть современные дома. Хотелось увидеть северных олешков, но нам сказали, что ферма далеко. Все-таки повезло. Увидели упряжку и бегали с Рашитом за ней. А потом наш Славик-Ферсман организовал нам два самолета. Такое бывает только тогда, когда в группе есть знаменитости или же бывает такое только в сказке. В этот день мы улетели в Мурманск. И лишь 21-го были дома. Намучились в дороге больше, чем в походе. Разъехались кто куда. А как грустно было расставаться. Говорят, большие группы это плохо, тем более в походе. Я этого не заметила. Так было здорово. И еще мне понравилось, что мы каждый день пели песни.

на страницу Дневники

на страницу Спасибо Вам ...