Вам, с кем был в путешествиях!

Ах, как годы летят!
Мы альбомы листаем...
Со страниц наши лица глядят
Молодые!!!
Было время - все в будущем было,
Не тревожил нас памяти груз.
Пусть же кадры из юности нашей
Нынче будят в нас радость и грусть
!

Стихи на предыдущей фотографии можете считать эпиграфом к данному сборнику.

Туристская секция   “ВЕТЕР”...  Я очень  благодарен судьбе, что в  моей  жизни был период, когда я ак-тивно занимался туризмом. Благодаря этому я познакомился с прекрасными людьми, с туристами города Миасса.  Я очень многим обязан туристской секции. Сейчас, спустя десятилетия, просматривая черно-белые фотографии, цветные слайды, поцарапанные кадры кинопленок,  сердце сжимается от воспоминаний и хочется крикнуть всем: «Ребята, я Вас всех люблю! Спасибо ВАМ, за то, что Вы были и есть в моей жизни!»
Я поставил перед собой, возможно невыполнимую задачу, выпустить сборник (чуть позже пришла мысль создать сайт) о туризме и туристах Машгородка. О ребятах, с кем  был в походах выходного дня, совершал многодневные путешествия по различным районам нашей страны, с кем был на слетах, сборах и туристских соревнованиях, с кем пришлось испытать порой тяготы и лишения походной жизни.  Хотелось бы, чтобы в этом сборнике было упоминание о каждом из Вас,  либо на страницах дневников, либо на фото, слайде. И чтобы, «вот тоска навалится когда, придет хандра непрошенною гостьей …», можно было включить комп, выйти на сайт http://veterpashkov.ru/ и полистать страницы сайта, где бы «кадры из юности нашей будили в нас радость и грусть»! Если этого не получилось, значит, я сделал это только для себя.
Выражаю свою искреннию благодарность всем, кто мне помог собрать материалы для этого сборника.

В Машгородке
я появился в январе 1973 года с группой студентов из Челябинского политехнического института. Мы приехали на преддипломную практику в КБМ. Я попал в 25-ый отдел вместе со Славиком. Это мой земляк. Кирьякевич Вячеслав родом из Карталов (я тоже из Карталов). Учились в одной группе. Мы устроились жить  в рабочем общежитии. Быстро прошла практика, мы защитили на отлично свои дипломные проекты. На все лето, в последний раз, я уехал со студенческим отрядом на заработки. И появился в Машгородке только в конце августа. Меня  начали разыскивать, т.к. молодые специалисты уже в начале августа должны были выйти на работу. Началась трудовая жизнь, коренным образом отличающаяся от студенческой суеты. Уйма свободного времени. Мне все нравилось. Я с удовольствием шел на работу, еще с большим удовольствием бежал после работы в общежитие, покушать, переодеться и …. В то время, почти каждую неделю, проводились соревнования между отделами. Бегал, прыгал, плавал, стрелял. Теперь мы уже жили в общежитии для инженеров. Поселился в комнате  № 44. Место в этой комнате для меня все лето держал Славик. За это большое ему спасибо. В этой комнате жил еще один товарищ, небольшого роста. В первый же день я от него получил выговор. Практически ни за что. Я пришел с направлением в общежитие в полдень. Все на работе. Мне дали ключ от комнаты. В комнате холостяцкий беспорядок. Решил преподнести сюрприз для своих жильцов. Я все протер, вымыл полы, всю посуду. Особенно тщательно вымыл чайник. Он был какой-то подкопченный, я удивился коричневому внутреннему слою чайника. Через полчаса чайник блестел, как только что купленный. Вот за этот чайник, этот товарищ, и объявил мне выговор. Видите ли,  вкус чая стал не тот.  И не нужно было отмывать чайник изнутри! И еще, обозвал меня «бандитом». Вот зануда, подумал я тогда. Он постоянно куда-то убегал в своих красных кедах, в кепочке,  в выгоревшей офицерской  рубашке и черном трико. Часто уезжал на какие-то соревнования. Это был Леша Пашков.  А с Пашковым  Славик познакомился в городском клубе туристов. Еще в начале года, Славик увидел объявление в газете, что по определенным дням, в д/к ПРОМЕТЕЙ,  проводятся заседания городского клуба туристов. Он пришел на одно из заседаний. Там был Самойлов, который рассказал ему о туристской секции КБМ. Назвал ему фамилии Сережи Узких и Маслихова Володи, объяснил, как их найти. Позже подошел Леша Пашков. У него был какой-то разговор с Самойловым. К осени Славик был уже окончательно вовлечен во все туристские дела КБМа.
В комнате №44 начали мелькать лица туристов. Обсуждали и готовились к  походам выходного дня. Я пока не пытался их запоминать. Мне было не до  друзей Пашкова. Потому что, я сам был в «бегах». С первых дней пребывания на Машгородке я стал ходить в баскетбольную секцию. Попал в сборную КБМ. Тренировки по три-четыре раза в неделю, кроссы по 10 км, участие в первенстве Зенита, поездки на соревнования по городам области.  Нас в команде было 11-12 человек. По спортивному мастерству я был 10-ым  или 11-ым. Выходил на игру после того, когда за фолы выгоняли основных игроков. Поэтому обычно играл в конце второго периода…
Славик постоянно был под впечатлением походов выходного дня. Он и Леша всегда приглашали меня в эти походы. Но я, пока, отказывался.  Вся моя жизнь теперь была связана с баскетболом. Да еще Альберт Потаев, (мы с ним работали в одном отделе), уговорил меня  устроиться, по совместительству, в школу учителем по радиотехнике.  Я получал дополнительно 80 рублей! Не малые по тем временам деньги.  Но это отнимало у меня очень много времени. Три вечера в неделю, по три-четыре часа я пропадал  в 6–ой школе. С детьми было интересно заниматься, я за полгода работы в школе  получил больше знаний по электронике, чем за все годы обучения в институте. И это, кстати, мне очень помогало в моей работе. Я ведь работал в группе, которая занималась разработкой принципиальных электрических схем различных электронных устройств.

Летом два месяца отработал в городском спортивном лагере с детьми, с юными баскетоболистами. К этому времени я уже познакомился со многими ребятами, которые приходили к нам в комнату. В конце концов, поддался на уговоры своих «домочадцев» и решил сходить в поход выходного дня. Нужно было отпроситься у своего тренера. Не отпустил. Но, на ноябрьские праздники, прикинулся больным, моя баскетбольная команда уехала на соревнования в Златоуст, а я пошел в поход выходного дня, на четыре дня. Мы поехали в пещеры, что на реке Аша. Честно вам скажу, что я сейчас не  могу вспомнить, как выглядят эти пещеры. Но с тех пор я «заразился», безповоротно, туристской “бациллой”! Мне всегда нравилось, когда рядом много народу. Здесь смех, шутки, незабываемые вечера у костра. Потом была «точка», которая меня сразила напрочь. Купили две бутылки вина, и за весь вечер их не смогли выпить. А нас было более 20-ти человек! Да, за это время, я бы один выпил все это! А песни пели, чуть ли не до утра!
Через некоторое время у меня начались командировки. Пришлось забросить баскетбольную секцию, работу в школе, но к этому времени я уже не мыслил свою жизнь без туристов.

Вспоминая прошлое туристское, я не перестаю удивляться, что нас заставляло с таким неудержимым энтузиазмом заниматься всеми туристскими делами. Ведь нас никто не заставлял. Давайте вместе вспомним,  чем мы занимались. Во-первых, это походы выходного дня, участие в категорийных пу-тешествиях. Всевозможные туристские слеты – городские (СНЕЖИНКА), областные зимние и летние. Слет Европа-Азия, слеты КБМовские, МЭНИИ, слеты песен на Ильменке. Участие в городских семинарах по подготовке туристских кадров, участие в областных и всесоюзных семинарах. Участие в работе контрольно-спасательной службы. Участие во всевозможных соревнованиях по ориентированию. Туристские вечера в ДК «ПРОМЕТЕЙ», спортивные тренировки в спортзале и на улице, традиционные «четверга», когда мы собирались, чтобы разучить новую песню. Совместные праздники. Особенно, запомнившийся праздник на всю жизнь – посвящение в туристы. Вели рубрики о туризме в газетах МИАССКИЙ РАБОЧИЙ и ТРУДОВАЯ ЧЕСТЬ. Ездили на семинары журналистов, пишущих на туристскую тему. Печатали фотографии, делали кино. Выступления на радио. Все делалось с желанием, с интересом и очень весело.  Никого не надо было просить дважды. Каждый делал дело по его душе. Конечно, были энтузиасты своего дела. Особенно нужно отметить первых, кто организовал и начал это движение. Это Леша Пашков, Сергей Узких, Маслихов Владимир, Слава Кирьякевич. Где теперь эти традиции? Я думаю, что они утеряны навсегда! Я, пожалуй, забежал несколько вперед. Давайте начнем по-порядку.

Вспоминает Рая Янина (Ахрамеева): « В сентябре 1972 года в Машгородке появились Вася Максимов и Леша Пашков. После нескольких организационных мероприятий, они, 5-го декабря, вывели группу под Таганай.  Кроме них,  мы все впервые шли на такое испытание, как ночевка зимой в палатке. Естественно, народ очень волновался. Но, оказалось все здорово и интересно. Там произошла встреча с туристами из Челябинска-40 и вечер, проведенный вместе, был незабываем. Состоялось интересное знакомство, было много песен, шуток. Вася с Лешей много пели вместе. После этого похода стали готовиться к встрече Нового года, который состоялся в Захезинской избушке. Это тоже было для всех впервые и, также интересно и необычно.
Надо знать Лешу. Он сразу поставил цель, как можно больше желающих обучить туризму и ходить с ними в категорийные походы. Предпочтение он отдавал зимним походам. Планировал в самое ближайшее время пойти на Северный Урал. Для этого нужны были более опытные туристы, нежели участники выходного дня. Организуется первый категорийный поход на Нургуш. Руководитель Маслихов, участники: Узих, Кирьякевич, Вылеткова, «Уких» Зина, Янина. Это было на мартовские праздники 1973 года. Завершили поход в Захезинской избушке, где нас ждали с глинтвейном толпа из Машгородка».
Более подробно об этом походе рассказывает Кирьякевич Вячеслав:“Нас было 6 человек,  причем все шли в такой поход впервые. Снаряжения не было. Шли на беговых лыжах, с брезентовыми рюкзаками, ватными одноместными спальниками и простыми продуктами, какие тогда можно было купить в магазине.  У нас была простая коньковая палатка.
В первый день, выйдя с окраины города Сатки, мы попытались взять курс на озеро Зюраткуль, но из-за отсутствия лыжни и глубокого снега, нам не удалось выйти напрямую к озеру. И мы, обходя хребет Зю-раткуль, вышли к озеру уже в темноте и совершенно обессиленные. К нашему счастью нас подобрал ав-тобус, ехавший на озеро за рыбаками. В нем мы отогрелись и отдохнули. Ночевали в крохотной избушке, где с трудом разместились. На следующий день совершили восхождение на г.Нургуш (высшая точка Че-лябинской области). Погода была прекрасная. На вытаявших склонах было много водяники и черники, и мы паслись, как стадо овец. Палатку поставили на лапнике. Основной трудностью приготовления пищи стало быстрое опускание костра в засыпанную снегом расщелину, на глубину около 2-х метров. На следующий день по глубокому снегу и болотам мы пересекли истоки реки Кыл и вышли к развалинам деревни Юрак. В ней жителей не было, но в полуразрушенных домах лесорубы держали  технику. После обсуждения решили палатку не ставить. Заночевали в доме, приспособленном под гараж. Было очень холодно.

Ночью проснулся от того, что В.Маслихов, одевшись, грелся бегом на месте, при этом громко топал ногами. Пробовали развести костер, но теплый воздух и дым поднимались выше нар, и нам было по-прежнему холодно. На следующий день мы быстро собрались и по зимней дороге дошли до г.Уй-Таш. У подножия горы были землянки лесорубов. После холодной ночевки ночлег в землянке показался раем. Поднялись на скальную вершину, очень интересно смотрелась гора Чертов палец. Дошли до деревни Веселовка. Сильно таяло, до Златоуста доехали на автобусе. До киалимского кардона шли по лыжне. Была договоренность, что нас встретят туристы из Миасса в избушке под Ицылом. Под Ицылом снег был очень глубоким, и идти по целине на беговых лыжах не было никакой возможности. Володя Маслихов принял решение подняться на предвершинное плато и там спуститься к избушке по лыжне, которую мы проложили в походах выходного дня. Хорошо, что была луна. Подъем и спуск занял очень много времени и отнял все силы. Около трех часов ночи мы пришли к избушке, но там нас никто не ждал (а Рая выше сказала, что их в избушке встретили туристы?). На следующий день мы «отходили» (отсыпались и отдыхали). На память осталась фотография всей группы. Больше на беговых лыжах в сложные походы никто не ходил.
На майские праздники группа туристов ВЕТЕР совершила первый незабываемый водный поход на КАРЯГЕ по реке Ай. Сплав был на плотах с автомобильными  камерами. Сохранился фильм с того похода.
    Продолжает Рая: «В декабре 73-го был тяжелый поход на Яман-Тау. Леша здорово на него рассчитывал. Надеялся с большинством из его участников  пойти на Северный Урал. Но, практически все подвергли сомнению свои силы. Ведь Северный Урал не Южный. Меня он уговаривал до последнего. Лично я не пошла, боясь подвести группу, не чувствовала, что готова пойти. В результате сложилась обстановка для геройского поступка. Пошли на Северный Урал трое: Пашков, Чухарева и Калинин из Уфы. Думаю, для Леши отказ всех был большим разочарованием. Правда, потом все пошло нормально».
Нужно более подробно рассказать о лыжном путешествии второй категории сложности, совершенном в декабре 1973 года.  Я думаю, что с этого похода началась спортивная туристская жизнь на КБМ.
Из отчета о лыжном путешествии и воспоминаний Вячеслава Кирьякевича:
Маршрут –В.Катавка – г.Б.Шолом (1425м) – г.Яман-Тау (1638м) – г.Иремель (1585м).
Нас семеро. С удивлением смотрим друг на друга на вокзале, неужели мы вырвались на природу? Увы, многие не смогли пойти. Среди нас много новичков, но все полны оптимизма. Выезжаем поездом до ст.Вязовая. Вагоны обычные, тяжелые рюкзаки с трудом протискиваем по проходу. Дремлем, а счастливцы спят на третьей полке. В 2 часа ночи прибыли на станцию, с сонными лицами спрессовываемся в автобус, уходящий в Катав-Ивановск. Пассажиров полный автобус, приходиться стоять и почти висеть. На вокзале в Катав-Ивановске устраиваемся, как цыгане, на полу. Доделываем снаряжение. Сонно тыкаем иголкой и крутим шурупы. Все работают, кроме Пашковчика, который  бегает между почтой и вокзалом, каждый раз забывая взять маршрутку. Выехали в Верхнюю Катавку. К Двойнишам идем по полотну узкоколейки. Видны следы трактора и саней. Скольжение отличное.  У нас теперь лыжи ТУРИСТ, на ногах бахилы. У нас армейская палатка с печкой, брюки из брезента. В Двойнишах останавливаемся в одной из брошенных избушек. Здесь нас встретили два охотника, спали на нарах. Начали подъем на гору Большой Шолом. Чем выше, тем сильнее ели забиты снегом и на границе леса полностью в льдинках и сосульках. Солнечно, но поднимается пурга. Одевшись теплее, выходим на плато с хилыми елями. Сильный ветер сбивает с ног. Оставляем лыжи на плато и уходим к вершине. Ураганный ветер. Опираемся на лыжные палки. Языки снежной пыли  туманят солнце. Наконец мы на вершине. Спустились очень быстро. Ночью около 10 градусов мороза. Спим по трое в состегнутых спальниках. Нестандартного Куликова кладем в середине. Утром Пашков и Куликов уходят тропить лыжню. Весь день ушел в поисках удобной дороги на хребет Машак. Встретили туристов из Свердловска. Во второй половине дня пошел снег, начался ветер. Под нами наст, глубина около полутора метра.  Роем яму под палатку. Ночью топим печь, дежурим по часу. Утром плохая видимость. Движемся по азимуту, идти очень трудно. Пашков поставил задачу выйти к подножию горы Яман-Тау. Поднялись на перевал. Очень красиво, но мрачновато. Скатываемся в долину. Все сильно обморозились. Останавливаемся на ночевку. Печка не горит. Изморозь ложится на сырые спальники. Поднялись поздно. Наконец выглянуло солнце. Леня сориентировался, оказывается мы у подножия  Яман-Тау. С воодушевлением уходим наверх. Настроение приподнятое. В полдень мы достигли границы леса. На вершине снежные флаги. Неожиданно окунаемся во мглу. Подул сильнейший ветер. На лыжах не было никакой возможности идти, сдувало и сбивало с ног. На саму вершину поднимались ползком. От сильного ветра одежда просто вибрировала. Время около 17 часов. Закат видим сквозь снежную пыль. На вершине оставили записку. Вернулись на свою стоянку.  Опять топим всю ночь печку. Накопилась усталость, так как ложимся очень поздно и не высыпаемся.  На следующий день решили идти до «упора». В темноте вышли к какому-то замерзшему ручью. Леша определил направление течения воды. Стало ясно, что мы свалились в долину реки Юрюзань.Остановились на ночлег в мелком ельнике. Леша нарубил на подстилку мелких ёлок.

Я на него обиделся и сказал, что он зря погубил целую рощицу ёлок. Он молчит. Все сильно устали. К обеду появился санный след, стало легче идти. В сумерках подошли к деревне Юрюзанка. В деревне стоял паровозик, уходивший в Белорецк. Это было последний раз, когда мы видели движение по старинной железной дороге из Вязовой в Белорецк. Леша предложил нам, из-за большого отставания от графика, дойти до Александровки. Несмотря на усталость, мы из последних сил двинулись по дороге. В полночь подошли к Александровке. Нам подфартило, пустили на ночевку в избу. Тепло и сухо. На следующий день, немного поплутав, вышли в Тюлюк. Из деревни, налегке, мы совершили восхождение на гору Иремель. Ночевали в конторе лесопильного цеха.
Этот поход нам запомнился на всю жизнь. В этом походе мы приобрели колоссальный туристский опыт.
Огромной благодарности заслуживает наш руководитель Леша Пашков. К началу похода только он обладал техническими знаниями об организации и проведении сложного лыжного похода. Он научил нас уст-раивать ночевки в зимних условиях. Он научил нас правильно организовывать движение на лыжах, гото-вить продукты питания, снаряжение, личные вещи для похода и многому другому, что необходимо в таком одиночном плавании по заснеженным просторам Уральских гор. После этого похода, те, кто у него учился, сами пошли руководителями групп и, впоследствии, совершали безаварийно сложнейшие путешествия по туристским районам Советского Союза. Все, что мы делали в путешествиях, казалось простым и естественным, а тогда мы всему учились у Леши Пашкова.  Ему,  за бескорыстное желание нас всему обучить, огромное спасибо!»

К концу 1974 года сформировался костяк турсекции: Вячеслав Кирьякевич, Анатолий Мартынов, Фрибель Володя, Рая Янина , Куликов Анатолий, Татьяна Пустуева , Надежда Осокина,  Алла Сергеева, Павел Сидоров и другие.
Я уже познакомился практически со всеми туристами, которые приходили в комнату №44. Сходил пару раз в  походы выходного дня. Пашков, все-таки, завлек меня в зимние походы. На 8 марта 1974 года  орга-низовывается лыжный поход первой категории сложности. Руководитель Кирьякевич. Очень трудно было отпроситься с работы. Поэтому выехал на три дня позже всех и с группой встретился только в  Тюлюке.  Весь день ждал группу, боялся, что не встречу. Я тогда не знал про пашковский подвиг, когда он несколько дней один догонял группу зимой, под Яман-Тау, без палатки, без продуктов питания. Повторить этот подвиг я все равно не смог бы. У меня не было никакого опыта. Только мог хорошо стоять на лыжах. Поздно вечером в поселок пришла группа. И вот я уже стою на лыжне. На спине огромный рюкзак, за спиной на веревке манюня, и впереди туристская лыжня, длиною в жизнь!
На майские праздники без раздумья пошел в водный сплав по реке Инзер, причем руководителем группы. Не могу вспомнить, почему я оказался руководителем. Но у меня есть справка о походе и там написано, что я руководитель группы. Ерунда какая-то! Веселейший сплав. Нахохотались, отдохнули. Парни строили два плота на берегу реки у деревни Картоли, а я два дня надувал воздушные шары. Дело в том, что кому-то в голову взбрело совершить сплав на воздушных шариках. Бред какой-то. Но есть смысл. Шарики заталкивали в длинные брезентовые гондолы. А гондолы помещали под деревянные плоты. Шаров было куплено 1200 или 1300  штук. Я практически один надувал их два дня. Губы потолстели, щеки раздулись, глаз не видно. Девочки завязывали ниткой шары.  Очень много было брака (дырявых шариков). Наверно, нужно было купить другие “шарики”, они надежнее, да и дешевле тогда были на копейку. В этом походе я впервые взял в руки пашковскую кинокамеру . И теперь, уже 35 лет, я «беру всегда с собой кинокамеру (видеокамеру)». Фильм  о том водном путешествии сохранился. Правда, снят очень плохо, но, поглядев, есть что вспомнить.
Куй железо пока горячо, видимо я придерживался этой пословицы. Меня неудержимо тянуло в походы. И вот, уже в декабре 1974 года, я с группой, под руководством Вячеслава Кирьякевича, иду  в поход второй категории сложности по Южному Уралу.
От этого похода осталось много фотографий, которые я отсканировал недавно. В воспоминаниях об этом походе осталась только встреча с группой из МЭНИИ под Яман-Тау, подъем в трудных условиях на вершину Яман-Тау и, как мы ели бруснику на Иремеле.

Дружба с  МЕРИДИАНОМ, турсекцией с МЭНИИ
– это особая страница. Об этом можно написать отдельную книгу.

В этом же году
состоялся праздник ПОСВЯЩЕНИЕ В ТУРИСТЫ. Над нами «издевались» уже «опытные туристы» - Пашков, Узких,  Кирьякевич, Янина, Пустуева, Куликов. А в компании новоиспеченных оказались Сидоров, Мартынов,  Фрибель, Тюра, Пашкова, Давыденкова, Ишкаев.
Посвящение - это театрализованное, веселое представление  в котором участвуют все. Пишется сценарий, в котором в шутливой форме обыгрываются случаи, произошедшие с нами во время походов, испытания, которые выпадают на долю туристов. Посвящение – это важное событие для новоиспеченного туриста, сходившего в категорийный поход. Это, как для моряка-подводника, посвящение в подводники во время первого выхода в море. Я до сих пор храню памятку - метрику, что меня приняли в семью туристов.

Хорошо помню еще одно посвящение в туристы, где уже одним из «опытных туристов», «издевавшимися» над  молодыми, был я.  Это было в 1976 году, в Бобровой курье. Куликов был царем, мы -  его приближен-ными (я, Кирьякевич, Сидоров), нечистая сила - Татьяна Пустуева, Рая Янина, Татьяна Шевкопляс. Самый главный черт – Леша Пашков. Народу было! Среди тех, кого посвящали, были - Алимов Володя, Городецкая Валя, Татьяна Кирьякевич, Лида Макеева, Оля Чугунова, Аня Ахунова и др. Всем запомнилось одно из испытаний, которое очень ловко продемонстрировал царь - Куликов. Он сидел на возвышении, под ним вся группа “молодых” туристов. Нечистая сила принесла царю трехлитровую банку яблочного сока. На гла-зах изумленных «молодых» туристов он разулся, снял носок и бросил его в банку с соком. Взял палочку, по-вращал ею носок в банке. Побормотал что-то. Налил сок в кружку и каждый из «молодых» должен был выпить кружку сока до дна. Я не знаю, какие чувства испытывали новоиспеченные туристы. Это нужно спросить у них. Но пили все, даже если и было чувство отвращения. Фокус был в том, что никто не заметил, как Куликов очень ловко подменил свой носок новым носком, который он незаметно достал из рукава своей царской шубы. Ловкость рук и никакого мошенничества!

Года
два-три я был председателем туристской секции. Это были для меня самыми насыщенными собы-тиями время. Все свое свободное время посвящал туризму. Никто не знает, какие силы и старания я при-лагал, чтобы все в секции было интересно. Удалось дважды провести туристские слеты предприятия на Пугачевской поляне. Народу было очень много. Правда, там было много молодежи, которые приезжали с целью попить водочки. В то время я был членом  Совета ДСО «Заря». Тогда мне удавалось «выбить» какие- то деньги на проведение слетов, вечеров. Мы ведь давали хорошие показатели для своего спортивного общества. Спортсменов массовых разрядов штамповали запросто. К тому времени секция разрослась и стала одной из самых опытных и массовых не только в Миассе, но и в Челябинской области. Нас уже хорошо знали в областном совете по туризму и экскурсиям. Мы уже к этому времени завоевывали первые места в областных и городских слетах. Вечное соперничество было с МЕРИДИАНОМ.  При проведении туристских вечеров, а особенно при проведении вечера, посвященного 5-летию секции ВЕТЕР, нужны бы-ли обязательно призы и подарки для поощрения в общественной работе туристов. Денег выделяли мало, да и по безналичному расчету тогда мало что можно было купить в магазинах. Все рюкзаки, спальники и всевозможную мелочь покупал на свои деньги. Никто об этом не знает. И спасибо Фандусу Шакирову. Он, будучи командиром спасательного отряда и старшим инструктором на Ильменской турбазе, приглашал меня часто в состав ревизионной комиссии по списанию туристского снаряжения. Там нам удавалось кое-что сберечь от ударов топора.

Практически все праздники мы проводили вместе. Это происходило в  походах выходного дня, и  на машгородке. Мы часто встречались на стадионе, на различных соревнованиях. Тогда ведь очень часто проводились соревнования между отделами. Леша Пашков участвовал в соревнованиях по ориентированию на различных уровнях. Помню, однажды, он готовился к первенству ЦС ЗЕНИТ. Он очень хотел проверить свою физическую форму и предложил мне пробежать по стадиону 10 км. А  я любил тогда бегать, особенно кроссы на длинные дистанции. Согласился. Выбрали свободный вечер, пришли на стадион. Сейчас этого стадиона на Машгородке нет. А тогда стадион располагался напротив второго корпуса КБМ. Нам нужно было пробежать 25 кругов. Круг – 400 метров. Как считать круги? Пришла гениальная мысль в мою голову, еще в комнате № 44. Я взял 25 спичек (25 кругов х 400=10 км) и положил в карман трико. Пробегая круг, я выбрасывал спичку из кармана. Бежим... Пробежали уже кругов 15. Почему-то, второго дыхания пока нет. С каждым кругом ноги «тяжелеют». И вдруг, на очередном круге, у меня из кармана выпало сразу две спички. Я подумал, не буду подбирать, просто на следующем круге не буду выбрасывать спичку. Бегу. А в голову лезет предательская мысль, а что если сделать вид, что я не видел, как выпала лишняя спичка! Эта мысль мне окончательно понравилась, и на конце круга я выбрасываю очередную спичку. Бежим дальше, и вдруг опять в мою голову полезла очередная предательская мысль, а что если на очередном круге выбросить сразу две спички? Это мысль так «залезла» в голову , что моя рука сама по себе выбросила две спички. Мне, кажется, что я это повторил дважды. Закончили бег. Леша посмотрел на секундомер и остался очень довольным результатом. Мы, оказывается, пробежали почти по нормативу первого разряда.

20 21 22
23 24 25
26 27 28
29 30 31
32 33 34

Мы были молоды, почти все не женатые. Конечно же, в походах стали проявляться симпатии, постепенно вся секция переженилась.  Хорошо помню свадьбу  Пашковых, которая состоялась под Ицылом.
Стол был накрыт в омшанике. Был разыгран классный сценарий. Были и Кощей Бессмертный, и различ-ные сказочные персонажи. И сундук на дереве. Гуляли на ноябрьские праздники. На следующий день, утром, по какой-то причине, я решил один вернуться в Миасс и поехать к родителям. Попрощался и пошел на Северные Печи. Накануне, ночью, выпал первый снег, который к полудню местами уже растаял. Если мне память не изменяет, то от того места, где мы гуляли, до Северных Печек можно дойти часа за три. А я  уже в пути был более четырех  часов. Северных Печек все нет и нет. Вспомнил, что в одном месте, когда  сошел с основной тропы, я засомневался, поворачивая направо.

Встретил группу туристов, они обедали, но постеснялся спросить, где я нахожусь. Вскоре убедился окончательно, что  заблудился. Время 15 часов, решил вернуться назад.  Проголодался очень сильно, ведь у меня практически ничего съедобного не было. У костра, где  встретил днем туристов, нашел краюху хлеба и кусочек сахара. Дошел до того места, где  свернул с основной тропы. Успокоился, теперь я уже был точно уверен, что в любом случае дойду до омшаника, где есть люди! Стало быстро темнеть. Через некоторое время  услышал голоса, и вскоре навстречу попались мои друзья. Шла группа, человек 15, в Миасс. Среди этой группы были туристы из Казани, гости Пашкова. Они были гораздо старше нас. Эту группу возглавляли самые опытные (кандидаты в мастера спорта СССР) ориентировщики из Миасса, Ахромеев Володя и Максимов Василий. Я, естественно, очень обрадовался, когда услышал голоса ребят. Обрадовался еще более, когда увидел их и очень удивился, что они не обращают внимания на меня. Народ промчался мимо с шутками. Оказывается, они подумали, что я сходил на Машгородок, и возвращаюсь обратно. Я окликнул Василия. Толпа остановилась. Я им рассказал вкратце о своих приключениях. Они надо мной посмеялись. Дали мне конфет и пряников. При этом сказали, что мне лучше идти с ними, к Северным Печам. Вниз ближе, чем вверх, до омшаника. Пришлось согласиться. Подошли к месту, где я утром повернул направо. Смотрю, вся группа уходит по той же тропе, где я уже плутал весь день. Говорю самым главным ориентировщикам Миасса, что  я уже там был и туда не пойду. «Да ты что, мы правильно идем!» - было сказано в ответ. Пришлось подчиниться. И представляете, мы заблудились! Потом, много времени спустя, они (Максимов с Ахромеевым) никак не могли объяснить, как могли заблудиться на тропе, по которой ходили уже много раз. Наступила полночь. А мы все идем. Все устали, проголодались. Дорога пошла почему-то вверх. Через некоторое время поднялись на такую высоту, что, оглянувшись назад, мы вдруг увидели далекие огни машгородка! Повернули назад. Через несколько часов вышли к озеру Тургояк, со стороны Бобровой курьи. Идем по болоту, кругом кочки. Ноги у нас уже не поднимаются. А тут нужно прыгать по кочкам. К общежитию я подошел к полудню. Еле переполз через порожек комнаты, а на казанских туристов было смотреть вообще больно. У меня потом еще месяц скрипели и болели колени. Когда подсчитал, то оказалось, что я прошагал без остановки 29 часов. Если прикинуть, что  в час я   проходил, хотя бы, по три километрам, то получается, что я прошел без остановки не менее 90 км! Пашковская свадьба многим запомнилась на всю жизнь!

Под влиянием Пашкова мы чаще ходили в лыжные путешествия. Все путешествия, в которых я  побывал,  сами по себе интересные. Всегда новый район, новые люди. Трудно выделить самый интересный поход. Но каждый поход запомнился своей изюминкой. Про первые путешествия вообще можно долго вспоминать и рассказывать, потому что все впервые. Первое путешествие за пределами Урала было путешествие по Кольскому полуострову. Совместная группа с МЭНИИ. Веселейший поход. Там мы были твердо уверены, что найдем выход из любой трудной ситуации. С нами Леша Пашков и Валера Самойлов! И этим все сказано. Точно такая же уверенность была в самых тяжелых моментах на Полярном Урале, когда маршрут пятой категории сложности мы проходили под руководством Леши. Мне удавалось в год сходить иногда в три-четыре категорийных похода. Я обычно свой отпуск всегда делил на две части. К каждому отпуску, по ходотайству от ДСО или областного совета по туризму и экскурсиям, прибавлял недельку. На майские праздники, прибавив три четыре дня отгулов, ходили на сплав по рекам Башкирии. Часто ходили в походы в декабре (приурочивая выход к Дню Конституции, в марте ( к дню 8 марта). За короткий промежуток времени секция разрослась. Появились энтузиасты, предпочитавшие водные, пешие, горные виды туризма. Мне удалось сходить в пешее путешествие  третьей категории сложности с челябинцами  по Забайкалью. Сводил группы в пешие путешествия по Южному Уралу (1 к.сл.), Северному Тянь Шаню (1 к.сл.), Юго-Западному Тянь Шаню (Ш к.сл.), по Алтаю (Ш к.сл.), в лыжные путешествия по Кольскому п-ву (Ш к.сл.), В.Саяну (1У к.сл.), Горному Алтаю (У к.сл). Сохранились многие дневниковые записи свои, группы. В этом сборнике я  предлагаю Вашему вниманию все сохранившие дневники о лыжных категорийных путешествиях, в которых я побывал. Возможно, Вам покажется однообразным изложение материалов. Участникам походов это должно быть интересно. Конечно,  хотелось бы, чтобы  эти материалы представляли какой-нибудь интерес и для тех, кто провожал нас в эти путешествия.

Рассказывая о туристах и туризме на Машгородке, нужно непременно сказать, что наше поколение туристов было не первым в туристских делах на Машгородке. До нас, в конце 60 годов, на Машгорордке  была довольно мощная туристская секция. Ребята также ходили в походы, проводили соревнования и участвовали в различных областных, всероссийских и всесоюзных слетах. Занимали призовые места. Недавно я побывал в Коробковке, в гостях у одного из  представителей того поколения, у Сайбеля Виктора Адамовича. С Виктором Адамовичем я впервые познакомился в далеком 1974 году, в поселке Ненокса Архангельской области. Я был там в командировке, на наземном стенде. А Виктор Адамович занимался киносъемкой, работал в отделе №14. Все фильмы, снятые о ракетных морских комплексах, разработки КБМ, это дело его рук. За разговором о туризме и подводном флоте незаметно пролетела ночь. Как я представляю, к моменту нашего появления, все эти ребята переженились. И на этом активная туристская жизнь на Машгородке прервалась, но на очень короткое время. История о предыдущем поколении туристов – это особая тема. И об этом писать не мне. Но все должны знать об этом.

Я уже почти тридцать лет живу с семьей вдали от Миасса. Конечно, стараюсь поддерживать связь с Маш-городком, но в настоящее время практически не знаю, жива ли туристская секция “ВЕТЕР” в таком виде, какой она была 35 лет назад? Может быть, мое поколение туристов тоже перешло в категорию домашних туристов и теперь собираются вместе только для того, чтобы отметить за столом юбилей какого-либо похода, да отметить  круглую дату очередного юбиляра.
В последние годы, приезжая в Миасс в очередной отпуск, я стараюсь сходить с рюкзаком в поход по местам нашей молодости. Спустя 30 лет я снова побывал с друзьями на Таганае, Уреньге, Зюраткуле, Иремеле. Сходил в знаменитую 29-ую 5-ку Николая Носкова. Хотелось бы сходить с ним еще раз в этот спортивный поход.
Надеюсь, что у нас сохранятся силы на то, чтобы можно было бы еще не раз взять рюкзак и походить по нашему родному Южному Уралу! Сходить туда, где торили лыжню, где мы провели у костра многие вечера, где каждая вершинка, каждый ручеек напоминает нам наше туристское прошлое!
Пожалуй, на этом я закончу свои изыскания в области мемуарной литературы. И предлагаю Вам другие
материалы. После путешествий  я постоянно обещал (из-за отсутствия свободного времени), что сделаю всем фотографии, когда выйду на пенсию. Это была, вроде как, отговорка. Так было далеко до пенсии! А она, эта пенсия, наступила очень быстро! Поэтому считайте, что я выполняю свое обещание.

Этот туристский сайт - это мое выполненное обещание. Смотрите на здоровье!

на страницу Спасибо Вам ......